Original size 610x800

Нас снимает скрытая камера: методы контроля в медиа-арте

PROTECT STATUS: not protected
6
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes

Современное общество подконтрольно. Под «прицелом» оказываемся не только мы, но и наши личные данные — контроль не всегда нами видим, но он повсеместен. Что стало основой для такого всепроникающего наблюдения? Исторически контроль принимал формы прямого, физического надзора. Но сегодняшние методы расширили границы, трансформировались благодаря технологиям: от камер видеонаблюдения на улицах до трекинга цифровых следов в Интернете.

Эти изменения неизбежно вызвали культурный и философский резонанс. Внимание общества всё чаще направлено на то, как надзор влияет на человеческую свободу, личное пространство и чувство безопасности. Камеры видеонаблюдения из инструментов предотвращения преступлений превратились в символы подавления. Цифровой контроль, который обещал удобство и персонализацию, стал источником тревог и угроз для приватности.

big
Original size 2048x1365

Халил Алтындере, «Видеонаблюдение», 2011

На этот вызов откликнулся медиа-арт — форма искусства, активно использующая технологии для исследования общества и взаимоотношений человека с окружающим миром. Через инсталляции, видео-арт и интерактивные проекты они исследуют, как технологии контроля изменяют нас и нашу культуру, провоцируя зрителя не только на осмысление этих процессов, но и на активное участие в дискуссии о будущем.

В этом исследовании я хочу кратко проследить эволюцию методов контроля, рассмотреть их культурное осмысление и проанализировать, как современные художники в своих работах рефлексируют на эту тему.

Паноптикон: идея контроля

Original size 1161x1280

Иеремия Бентам, схема паноптикона, 1791

Паноптикон Джереми Бентама стал одним из первых концептуальных механизмов, воплощающих идею тотального контроля. Его структура — круговая тюрьма, где центральная башня позволяет наблюдать за всеми заключёнными одновременно, оставаясь для них невидимой. Заключённые, не зная, когда именно за ними следят, начинают сами дисциплинировать себя, что делает контроль непрерывным и ненавязчивым.

Мишель Фуко в работе «Надзирать и наказывать» расширил значение паноптикона, сделав его символом современных обществ дисциплины.

«Основная цель паноптикона: привести заключенного в состояние сознаваемой и постоянной видимости, которая обеспечивает автоматическое функционирование власти» [1]

post

Работа Леопольда Кесслера демонстрирует одно полное вращение «Singapore Flyer» — крупнейшего в мире колеса обозрения, в одной из кабин которого автор оставил маркировку «Police».

Кабинка, обозначенная как «полицейская», символизирует незримую власть, внушая ощущение контроля даже в обыденной ситуации.

Original size 1020x573

Леопольд Кесслер, «Летающая полицейская капсула», 2011

post

Джеймс Куп использует камеры наблюдения для создания иллюзии полного контроля. В центре галереи установлены пять камер, которые фиксируют пространство на 360 градусов.

Но вместо фиксации активности, технология работает на «стирание» присутствия, отфильтровывая все кадры с движением. Это подчеркивает напряжение между видимостью и исчезновением.

Джеймс Куп, «Паноптическая панорама #1: Я стою в пустой комнате», январь–март 2012

post

Работа «Наблюдаемый и измеряемый» также обращает внимание на видеофиксацию людей в общественных пространствах.

Система фиксирует на камеру людей, пересекающих порог Лондонского научного музея, отображая полученный материал на трёх крупных видеопроекциях.

Сам автор ставит этические вопросы о видеонаблюдении: нарушают ли такие системы нашу приватность, становятся ли они «стражами» или, наоборот, создают ситуацию санкционированного любопытства?

«Эта работа охватывает ряд людей, которые находятся под наблюдением, мониторингом и оценкой. Чувства зрителей могут меняться от симпатии к подозрительности, так как они понимают, что они не только свидетели, но и действующие лица системы» [2]

Дэвид Рокеби, «Наблюдаемый и измеряемый», 2000

«Большой Брат»: контроль в массовой культуре

Original size 3967x1173

Джордж Оруэлл «1984», обложки разных издательств. (1,2,3–Эксмо, 4–Клуб семейного досуга, 5–Like Book)

Термин «Большой брат» (Big Brother), введённый Джорджем Оруэллом в романе «1984», стал символом тоталитарного контроля и подавления индивидуальной свободы. В Оруэлловом обществе каждый шаг этот образ символизирует не только физическое наблюдение, но и психологическое давление — индивид осознаёт себя как объект наблюдения, что приводит к самоконтролю и самоцензуре.

Фраза из романа стала символом постоянного надзора и тотального контроля в обществе, отражая идею, что каждый шаг и действие человека могут быть зафиксированы и использованы для управления.

«Это было одно из тех изображений, где глаза специально нарисованы так, чтобы взгляд их все время следил за вами. „БОЛЬШОЙ БРАТ ВИДИТ ТЕБЯ“, — было написано на плакате снизу» [3]

post

«1984» — интерактивный дисплей, генерирующий более 22 миллиардов вариаций числа «1984» с использованием изображений адресных номеров, извлеченных из Google Street View.

Каждый номер обладает уникальным шрифтом, текстурой и стилем, сканированным с дверей зданий по всему миру. Скорость смены изображений регулируется: от одного кадра каждые 10 секунд до 10 кадров в секунду. Пользователь может вводить любое число на клавиатуре дисплея, который ведет отсчет до достижения «1984», затем работа возвращается к циклическому отображению.

Рафаэль Лосано-Хеммер, «1984», 2014

post

«Surveillance Camera Players» — это группа, которая поставила адаптацию знаменитой антиутопии Джорджа Оруэлла «1984» на платформе нью-йоркского метро в 1998 году.

Во время представления актеры использовали знаки, чтобы отразить важнейшие моменты пьесы, такие как «Big Brother is Watching You» и лозунги из романа, например «WAR IS PEACE». Выступление завершилось сценой, где главный герой, Уинстон, в безэмоциональном состоянии поднимает знак с надписью «I LOVE BIG BROTHER».

Original size 2450x1862

Игроки с Камерой Наблюдения, «„1984“ Оруэлла», 1998

Эффект наблюдателя: психология контроля

Эффект наблюдателя (Observer Effect) описывает феномен, при котором сам факт наблюдения влияет на поведение человека. Этот концепт происходит из психологии, социологии и даже квантовой механики, но в контексте контроля акцентируется на социальных и поведенческих аспектах.

post

«Под наблюдением» — интерактивная видеоинсталляция в общественном пространстве, исследующая отношения между наблюдателем и наблюдаемым. Прохожие фиксируются системой отслеживания, которая активирует видеопортреты, проецируемые в их тени. Как только зритель проходит мимо, портрет «пробуждается», устанавливает зрительный контакт и исчезает, если никто не активирует его снова.

Original size 2100x1394

Рафаэль Лосано-Хеммер, «Под наблюдением», 2005

post

Проект «Младшая сестра» состоит из веб-страницы с живыми веб-камерами. Интерфейс — круг черно-белых фотографий, каждое изображение связано с отдельной камерой, кликнув на которую, зритель может наблюдать разные сцены — уголки улиц, магазины, людей на работе или в их квартирах.

Однако изображения часто имеют условную связь с реальными локациями, играя с ожиданиями зрителей. Например, постер с надписью «Watching Big Brother makes you stupid» ссылается на статью про пагубное влияние реалити-шоу, после чего показывает гостиную с камином.

Андреа Запп, «Младшая сестра», 2000

CCTV: повседневный контроль

Original size 1023x685

Бэнкси, «Одна нация под системой видеонаблюдения», 2007

CCTV (Closed-Circuit Television) — одна из самых распространённых форм наблюдения в современном обществе. Системы CCTV способны фиксировать поведение людей, а затем анализировать полученные данные, создавая более строгие меры контроля, чем просто «слежка», такие как функция распознавания лиц.

post

В этой инсталляции Марк Ли представляет «прекрасный мир» технологий слежки. На полке расположены камеры разных типов: скрытые шпионские камеры, камеры наблюдения, ночные веб-камеры и даже фальшивые камеры.

В контексте утопии полной безопасности через наблюдение Ли демонстрирует сайт insecam.org, на котором пользователи могут увидеть изображения с тысяч незащищенных камер по всему миру.

Марк Ли, «Безопасность на первом месте», 2015

«Старая китайская пословица утверждает: „Когда мудрец указывает на луну, дурак смотрит на палец“, но мой проект придерживается обратного: мудрец рассматривает палец. Почему? Смотреть на палец гораздо интереснее. Палец — это реальность» [4]

post

Еще один проект Мэгид — «Система безопасности „Лазурь“», в котором она украсила стразами камеры видеонаблюдения, установленные на здании департамента полиции Амстердама. Так Мэгид фокусируется на том, как видеонаблюдение воспринимается не только как инструмент контроля, но и как объект культурного потребления и даже эстетизации.

Джилл Мэгид, «Система безопасности „Лазурь“», 2002

post

Проект «Безликие» исследует культуру наблюдения, используя видеозаписи с камер CCTV, полученные в рамках Закона о защите данных Великобритании. Эти записи являются легальными, поскольку они соответствуют законодательным требованиям о защите конфиденциальности — лица людей на записях скрыты, создавая таким образом «мир без лиц».

В рамках проекта, который также включает 50-минутный манифестный художественный фильм, изображается мир, где люди лишены прошлого и будущего, а их лица исчезают.

Original size 1536x864

Ману Лукш, «Безликие», 2002-2008

Киберпаноптикум: цифровой контроль

Original size 1030x687

Кристиан Сиверс, «Над3жда», 2015

Киберпаноптикум (Cyberpanopticon) — это современная интерпретация паноптикона, основанная на цифровых технологиях. Термин описывает системы контроля, где наблюдение осуществляется через алгоритмы, базы данных и подключённые устройства, создавая «сеть», охватывающую весь цифровой мир.

post

Видеоинсталляция «2015» имитирует программное обеспечение предиктивного полицейского наблюдения, разработанного для прогнозирования мест преступлений на основе вероятностных данных.

Зритель видит улицы города через лобовое стекло полицейской машины, поверх которого наложен интерфейс программы.

Автор критикует системы, создающие предвзятые данные, и поддерживающие идею «контроля без преступления»:

«Сирена полицейской машины постоянно шумит, и в конце квартала интерфейс на лобовом стекле автомобиля обновляется, чтобы показать слова „преступление предотвращено.“ Впечатление от этого скрытого происшествия одновременно жестокое и обыденное, что передаёт суть полицейского надзора» [5]

Original size 2879x1616

Американский Художник, «2015», 2019

post

«Хранилище вещдоков» — 31-дневный проект Джилл Мэгид, основанный на ее взаимодействии с полицией Ливерпуля.

Мэгид отправила в полицейский участок города свое «резюме» с личными данными, звонила дежурным и просила снимать себя в определенных позах и местах или даже проводить ее по городу с закрытыми глазами (в видео «Доверие»).

Джилл Мэгид, «Хранилище вещдоков», 2004

post

Для доступа к этим видеозаписям Мэгид пришлось подать 31 форму запроса доступа к данным, в которых подробно указывается, как и когда произошло «событие». Мэгид заполнила эти формы как письма к возлюбленному, выражая свои чувства и мысли. Эти письма стали частью дневника «Цикл памяти в городе Л» — интимного портрета отношений между ней, полицией и городом.

Джилл Мэгид, «Цикл памяти в городе Л», 2004

post

В работе Эллен Перлман рассматриваются вопросы слежки, приватности, индивидуальности, власти и роли государства в эпоху больших данных, алгоритмов, сенсорных технологий и мониторинга.

Используя роботизированные голоса, улучшенную визуальную обработку, и гипнотические образы, проект представляет диалог между органами правопорядка и отдельным человеком.

«Термин „сиддхи“ (мистические способности ясновидения и яснослышания) символизирует сверхчувственные возможности, ставшие доступными благодаря технологиям» [6]

Original size 4687x2680

Эллен Перлман, «Сиддхи надзор», 2014

Современный мир превратился в пространство, где границы между личным и публичным становятся всё более размытыми. Наши данные, действия и даже мысли всё чаще подвергаются анализу и интерпретации благодаря технологиям наблюдения и контроля. Это порождает новый тип реальности, где свобода человека зависит не только от его физических возможностей, но и от способности осознавать и взаимодействовать с системами контроля.

Методы контроля эволюционировали от видимого физического контроля до тонкого и часто незаметного цифрового наблюдения. Эти трансформации изменили саму ткань человеческого восприятия и поведения, и медиа-арт проекты различными способами фиксируют и критикуют эти процессы.

Эта работа также показала, что медиа-арт играет важную роль в осмыслении будущего. Его проекты обращают внимание на то, что технологии — это не только инструмент, но и зеркало, в котором отражаются наши страхи, надежды и выборы. Они напоминают нам о том, что контроль — это не только внешнее давление, но и внутренняя дилемма, которая ставит вопрос: готовы ли мы отдать часть своей свободы ради иллюзии безопасности?

Bibliography
Show
1.

Фуко M. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы / Пер. с фр. В. Наумова под ред. И. Борисовой. — M.: Ad Marginem, 1999. — 480 с.

2.

Interactive Installations: Watched and Measured (2000) // David Rokeby URL: http://www.davidrokeby.com/wm.html (дата обращения: 23.11.24).

3.

Оруэлл Дж. 1984. — Альпина. Проза, 2021. — 352 с.

4.

System Azure Security Ornamentation // Jill Magid URL: https://www.jillmagid.com/projects/system-azure-security-ornamentation (дата обращения: 23.11.24).

5.

How a Mysterious Figure Known Only as ‘American Artist’ Is Exposing Hidden Histories of Social Control in Surveillance and Policing // artnet URL: https://news.artnet.com/art-world-archives/american-artist-interview-policing-1888235 (дата обращения: 23.11.24).

6.

Surveillance Siddhi // Archive of Digital Art // former Database of Virtual Art URL: https://digitalartarchive.at/database/work/4097/ (дата обращения: 24.11.24).

Image sources
Show
1.

Обложка: https://www.jillmagid.com/uploads/images/scaled/slide_image/301 (дата обращения: 23.11.24)

2.3.

https://levelvan.ru/upload/media/n-1001107224793-1944.jpg (дата обращения: 20.11.24)

4.

Leopold Kessler, Flying Police Capsule (2011) URL: http://www.leopoldkessler.net/?page_id=294 (дата обращения: 20.11.24)

5.6.

http://jamescoupe.com/wp-content/uploads/2012/01/jan26_1.jpg (дата обращения: 20.11.24)

7.

http://jamescoupe.com/wp-content/uploads/2012/01/jan26_5.jpg (дата обращения: 20.11.24)

8.

James Coupe, Panoptic Panorama #1: I am standing in an empty room URL: http://jamescoupe.com/?p=1182 (дата обращения: 20.11.24)

9.

http://www.davidrokeby.com/wmmugshots2.jpg (дата обращения: 23.11.24)

10.

http://www.davidrokeby.com/wmvulnerable.jpg (дата обращения: 23.11.24)

11.

http://www.davidrokeby.com/wmtargetedgirl.jpeg (дата обращения: 23.11.24)

12.13.14.15.16.17.

Rafael Lozano-Hemmer, Nineteen Eighty-Four (2014) URL:https://www.lozano-hemmer.com/nineteen_eighty-four.php (дата обращения: 23.11.24)

18.19.20.21.

http://www.mediaartnet.org/assets/img/data/2300/bild.jpg (дата обращения: 23.11.24)

22.

http://www.mediaartnet.org/assets/img/data/2297/bild.jpg (дата обращения: 23.11.24)

23.

http://www.mediaartnet.org/assets/img/data/2298/bild.jpg (дата обращения: 23.11.24)

24.

http://www.mediaartnet.org/assets/img/data/2297/bild.jpg (дата обращения: 23.11.24)

25.

Rafael Lozano-Hemmer, Under Scan Portraits (2005) URL: https://bitforms.art/artwork/under-scan-portraits/ (дата обращения: 23.11.24)

26.27.

http://www.mediaartnet.org/assets/img/data/2455/bild.jpg (дата обращения: 23.11.24)

28.29.

http://www.mediaartnet.org/assets/img/data/2456/bild.jpg (дата обращения: 23.11.24)

30.31.32.33.34.35.36.37.38.39.

American Artist, 2015 (2019) URL: https://labor.org.mx/en/news/american-artist-s-2015-at-visual-arts-center-austin (дата обращения: 23.11.24)

40.41.

Jill Magid, Evidence Locker (2004) URL: https://www.youtube.com/watch?v=Eh0Xjo1gPQk (дата обращения: 24.11.24)

42.43.44.

https://i.ebayimg.com/images/g/Ih0AAOSwzQNmS6Xp/s-l1600.webp (дата обращения: 24.11.24)

45.

https://i.ebayimg.com/images/g/7zIAAOSwuddmS6Xp/s-l1600.webp (дата обращения: 24.11.24)

46.

Ellen Pearlman: Surveillance Siddhi (2014) URL: https://digitalartarchive.siggraph.org/artwork/ellen-pearlman-surveillance-siddhi/ (дата обращения: 24.11.24)

Нас снимает скрытая камера: методы контроля в медиа-арте
6
We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more