

Герард ван Хонтхорст/1623/ «Концерт»
Концепция

Ян Вермеер/ок. 1670-1672/ «Дама, стоящая у вирджиналя»
Портрет музыканта представляет собой особый жанр живописи, где через изображение инструмента и манеру обращения с ним раскрывается не только статус, но и внутренняя сущность человека — его талант, темперамент, степень мастерства. Барокко как художественный стиль идеально подходит для осуществления этой задачи: его ключевые черты позволяют художникам визуализировать саму идею виртуозности, казалось бы, невозможную в статичном изображении. Именно это делает образ музыканта в визуальном искусстве эпохи барокко интересным объектом для визуального исследования. Поэтому в данной работе была затронута тема визуализации индивидуальности музыкантов, изучена специфика этого феномена, а также дан ответ на исследовательский вопрос
Ян Вермеер/ок. 1670-1672/ «Гитаристка»
Как художники эпохи барокко передают виртуозность через статичное изображение?
Герард ван Хонтхорст/ок.1623/ «Царь Давид играет на арфе»
Важно отметить, что под виртуозностью подразумеваются не только уровень владения инструментом, но и умение выразительной передачи эмоций, донесения замыслов как композитора, так и самого исполнителя, то есть критерии, позволяющие индивидуализировать личность и стиль исполнения музыканта.
Франс Халс/ок. 1625 -1627/ «Два поющих мальчика с лютней и нотной книгой»
В эпоху барокко портрет музыканта не просто фиксировал внешний облик исполнителя — он стремился запечатлеть момент творческого акта, передать невидимую энергию звучания через статичные формы живописи. Поэтому задача исследования — не просто описать характерные черты барочных портретов музыкантов, но и проанализировать конкретные художественные приёмы, с помощью которых живописцы визуализировали индивидуальность музыкантов и саму идею виртуозности. На основе этого была выдвинута гипотеза
Франс Халс/ок. 1628-1630/ «Шут с лютней»
Художники барокко разработали целостную систему изобразительных средств для передачи виртуозности музыканта в статичной живописи.
Герард ван Хонтхорст/1631/ «Женщина с гитарой»
Для барочной эстетики характерно стремление к демонстрации избыточности, сложности, виртуозной игры форм. В музыке это проявляется в изощрённых орнаментах, контрапункте, драматичных сменах динамики; в живописи — в напряжённых диагоналях, контрастах света и тени, экспрессивных жестах. Портрет музыканта становится точкой пересечения двух искусств и исходя из этого, на протяжении всего визуального исследования в отдельных рубриках будут изучены композиционные приёмы, усиливающие ощущение движения и ритма; проанализирована пластика жестов — как положение рук, пальцев, корпуса передаёт специфику инструмента и уровень мастерства; рассмотрены светотеневые решения, как аналог музыкальных динамических оттенков; исследована символика инструментов и аксессуаров, подчёркивающих профессиональный статус и репертуар музыканта.
Франс Халс/1630/ «Скрипач среди дюн»
В последнем разделе будет проведено сопоставление портретов придворных музыкантов и «свободных» виртуозов, чтобы выявить, как социальный контекст влиял на репрезентацию индивидуальности. Всё это позволит определить стратегии визуализации музыкального мастерства. Это даст возможность сформулировать ответ на исследовательский вопрос, подтвердить или опровергнуть выдвинутую гипотезу. Визуальный ряд сгруппирован по указанным рубрикам, чтобы наглядно продемонстрировать, как совокупность художественных приёмов создаёт индивидуальный образ виртуоза. Такой подход позволит выявить механизм, с помощью которого барочная живопись превращала статичное изображение в «звучащий» портрет, фиксируя не только внешность, но и саму суть исполнительского искусства.
Ян Вермеер/ок. 1662–1665/ «Урок музыки»
Рубрикатор 1. Композиционные приёмы: движение и ритм 2. Пластика жестов музыканта 3. Светотень — Фортепиано 4. Символика инструментов и аксессуаров 5. Сопоставление портретов придворных и «свободных» музыкантов
Юдит Лейстер/ок. 1625-1635/ «Мальчик, играющий на скрипке»
1. Композиционные приёмы: движение и ритм
Караваджо/ок. 1595/ «Музыканты»
В барочной живописи передача движения и музыкального ритма достигается за счёт продуманной композиции, ломающей статичность кадра. Использование диагональных осей, асимметрии позволяет создать иллюзию непрерывного действия. Ритм задаётся повторами форм, волнообразными линиями драпировок, «перекличкой» взглядов и поз персонажей. В произведении Караваджо композиция построена на пересечении диагоналей: фигуры юношей расположены по восходящей линии, а лютня в руках одного из них задаёт дополнительную ось. Асимметрия групп (трое музыкантов и частично скрытый Амур с виноградом) создаёт ощущение незавершённости, будто сцена продолжается за пределами холста. Ритм поддерживается повтором округлых форм — голов, инструментов, складок одежды. Взгляд зрителя скользит от одного персонажа к другому, следуя за музыкальной фразой, которую они будто только что начали.
Франс Халс/ок. 1625/ «Портрет скрипача»
Здесь динамика рождается из намеренной «незавершённости» позы: скрипач запечатлён в момент перехода между нотами — смычок завис в воздухе, пальцы на грифе готовы сменить позицию. Ритм задан резкими контрастами света и тени на лице и одежде, а также диагональным положением скрипки. Художник намеренно избегает фронтальности, поворачивая корпус музыканта, — это придаёт изображению живость и импровизационность, словно перед нами не портрет, а кадр из концертного выступления.
Ян Вермер/ок. 1664/ «Концерт»
2. Пластика жестов музыканта
Караваджо/ок. 1595/ «Лютнист»
В барочной живописи жест становится ключевым средством передачи уровня мастерства, эмоционального состояния и специфики инструмента. Художники тщательно прорабатывают положение рук, пальцев, наклон корпуса, чтобы зритель «услышал» музыку через зримые формы. В произведении Караваджо жест левой руки, прижимающей струны, выписан с хирургической точностью: пальцы согнуты под правильными углами, ногти аккуратно очерчены, кожа на суставах слегка натянута. Это не просто поза — это доказательство виртуозности, ведь именно такая позиция позволяет брать сложные аккорды. Правая рука замерла в момент перехода между звуками, создавая ощущение текучести мелодии. Наклон головы и взгляд, направленный мимо инструмента, добавляют психологической глубины: музыкант не «демонстрирует» технику, а погружён в звучание.
Герард Дау/ок. 1663/ «Скрипач»
Здесь пластика жеста доведена до виртуозной детализации. Левая рука скрипача демонстрирует профессиональную постановку: пальцы приподняты над струнами, готовый к быстрому перемещению по грифу, большой палец мягко упирается в заднюю часть шейки. Правая рука со смычком вытянута в длинном легато — движение словно замедлено, чтобы зритель «услышал» протяжный тон.
Жан Оноре Фрагонар/1769/ «Урок музыки»
3. Светотень — Фортепиано
Дирк Халс/1623/ «Музыканты»
В портретах музыкантов светотеневые решения становятся визуальным эквивалентом музыкальных динамических оттенков. Художники используют контрасты света и тени не только для моделирования объёма, но и для передачи эмоционального накала, темпа и силы звучания. Резкие световые акценты имитируют ударные акценты в музыке, мягкие полутени — легато и портаменто, а градиенты освещённости выстраивают «динамическую партитуру» изображения. На картине Халса изображён домашний музыкальный ансамбль. Свет падает на фигуры музыкантов, выделяя их на фоне тёмного пространства комнаты. Это создаёт эффект «высвечивания» ключевых персонажей, подчёркивая единство звуков инструментов в музыкальном процессе.
Хендрик Тербрюгген/1626/ «Концерт»
Здесь свет от свечей становится центральным элементом композиции. Он мягко обволакивает фигуры, создавая эффект «живого» освещения. Тени от инструментов и тел музыкантов усиливают ощущение объёма. Тени на лицах добавляют глубины и подчёркивают сосредоточенность на музыке. Контраст между светом и тенью передаёт эмоциональную напряжённость момента, когда музыканты погружены в исполнение.
Хендрик Тербрюгген/1629/ «Концерт»
4. Символика инструментов и аксессуаров
Жан-Батист Шарден/1732/ «Музыкальные инструменты и корзина с фруктами»
Музыкальные инструменты и сопутствующие предметы — не просто атрибутика, а смысловые коды, раскрывающие социальный статус музыканта, его репертуар и профессиональную специализацию. В композиции Жан‑Батист Шардена гитара с голубой лентой и флейта раскрывают характер домашнего музыканта — человека, для которого музыка — часть повседневности. Инструменты расположены не парадно, а словно только что отложены после игры. Здесь инструменты становятся портретом невидимого музыканта: он не виртуоз-профессионал, а любитель, ценящий радость момента.
Дирк ван Бабюрен/ок. 1594-1595/ «Игрок на лютне»
В данной работе Дирк ван Бабюрен изображает себя, играющим на лютне. В первую очередь в глаза бросаются остатки струн, что может отсылать к небрежности, но если посмотреть на постановку левой руки, можно увидеть профессионализм игры. Если пластика показывает уровень мастерства, то лютня отсылает к репертуару музыканта.
Герард ван Хонтхорст/1631/ «Человек с виолой да гамба»
5. Сопоставление портретов придворных и «свободных» музыкантов
Дирк Халс/1625/ «Весёлая компания на террасе»
Придворные музыканты, как правило, изображались в парадных одеяниях, с дорогими инструментами, в интерьерах дворцов или на официальных церемониях — это подчёркивало их связь с аристократической средой и покровительством знати.
В противовес этому, «свободные» музыканты — уличные исполнители, члены городских цехов или странствующие артисты — чаще изображались в более непринуждённой обстановке, с простыми инструментами, в будничной одежде, порой в компании других горожан или в уличных сценах.
Герард ван Хонтхорст/1624/ «Счастливый скрипач с бокалом вина»
Вывод
На основе вышеприведённого анализа становится возможным сделать следующие выводы по каждому разделу, подтверждая выдвинутую мной гипотезу в начале исследования.
1. Барочные художники успешно преодолевали статичность живописи за счёт динамичных композиционных решений. Это позволяло зрителю «услышать» музыку через зрительные образы.
2. Положение тела и рук исполнителя являлось почти ключевым инструментом передачи профессионального мастерства. Точная фиксация пальцев на инструменте, напряжение мышц, наклон корпуса и направление взгляда формировали многогранный образ музыканта.
3. Светотеневые контрасты выполняли функцию визуального аналога музыкальной динамики. Резкие контрасты передавали акценты и драматические паузы, мягкие переходы имитировали кантилену, а световые блики акцентировали ключевые элементы композиции.
4. Каждый элемент портрета нёс смысловую нагрузку, формируя сложный код профессиональной идентичности музыканта. Тип и состояние инструмента, нотные листы, аксессуары — всё это работало как система знаков, сообщающая зрителю о жанре, статусе, опыте и даже творческом методе исполнителя.
5. Анализ показал чёткую дифференциацию в репрезентации музыкантов разных социальных групп. Придворные исполнители изображались в сдержанной манере, подчёркивающей их статус и принадлежность к церемониальному пространству. Напротив, «свободные» виртуозы представали в экспрессивной пластике, акцентирующей индивидуальный талант и эмоциональную вовлечённость.
Таким образом, художники эпохи барокко передают виртуозность через статичное изображение, используя целостную систему изобразительных средств.
Гудимова С. А. Музыкальное пространство барокко // Вестник культурологии. 2018. № 4 (87). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/muzykalnoe-prostranstvo-barokko (дата обращения: 10.11.2025).
С. Г. Марина Лобанова. Концепции пространства, времени, движения в эпоху барокко // Вестник культурологии. 2017. № 3 (82). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/marina-lobanova-kontseptsii-prostranstva-vremeni-dvizheniya-v-epohu-barokko (дата обращения: 10.11.2025).
Жаворонкова Татьяна Петровна Фантастика, фантазия и духовность в музыке барокко // ТРУДЫ СПБГИК. 2007. №. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/fantastika-fantaziya-i-duhovnost-v-muzyke-barokko (дата обращения: 10.11.2025).
Барокко в живописи: когда «жемчужина с изъяном» стала стилем века // Блог artplay media. 2025. URL https://artplaymedia.ru/blog/barokko-v-zhivopisi (дата обращения: 10.11.2025).
Обложка https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/271828/pub_68a6e2dd8df1b036a11c7ae5_68a6ef133b20904bb73e34af/scale_1200 (дата обращения: 10.11.2025)
https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/271828/pub_68a6e2dd8df1b036a11c7ae5_68a6eed5ec47b808382310a3/scale_1200 (дата обращения: 10.11.2025)
https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/271828/pub_68a6e2dd8df1b036a11c7ae5_68a6e856bdde536e06ff5d09/scale_1200 (дата обращения: 10.11.2025)
https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/271828/pub_68a6e2dd8df1b036a11c7ae5_68a6e738df8f590385a592b5/scale_1200 (дата обращения: 10.11.2025)
https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/271828/pub_68a6e2dd8df1b036a11c7ae5_68a6efb10e36010b2ec1e817/scale_1200 (дата обращения: 10.11.2025)
https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/271828/pub_68a6e2dd8df1b036a11c7ae5_68a6e94cb452b628e01ecaa2/scale_1200 (дата обращения: 10.11.2025)
https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/271828/pub_68a6e2dd8df1b036a11c7ae5_68a6eadb6931f84de646977a/scale_1200 (дата обращения: 10.11.2025)
https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/271828/pub_68a6e2dd8df1b036a11c7ae5_68a6ef86a6f2786d279838bd/scale_1200 (дата обращения: 10.11.2025)
https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/271828/pub_68a6e2dd8df1b036a11c7ae5_68a6ea3aa861a56f1d4d41b0/scale_1200 (дата обращения: 10.11.2025)
https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/271828/pub_68a6e2dd8df1b036a11c7ae5_68a6e85a8df1b036a1247b7a/scale_1200 (дата обращения: 10.11.2025)
https://gallerix.ru/fullpic/3caddecca070cdcca20e33d65ab5b2d1/ (дата обращения: 10.11.2025)
https://cdn.ruwiki.ru/commonswiki/files/1/15/MusiciansCaravaggio.jpg?download (дата обращения: 10.11.2025)
https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/3/3a/Frans_Hals_-the_violinist.jpg/960px-Frans_Hals-_the_violinist.jpg (дата обращения: 10.11.2025)
https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/271828/pub_68a6e2dd8df1b036a11c7ae5_68a6e6891393835bb2c0fe21/scale_1200 (дата обращения: 10.11.2025)
https://cdn.ruwiki.ru/commonswiki/files/thumb/6/6a/Michelangelo_Caravaggio_020.jpg/1280px-Michelangelo_Caravaggio_020.jpg (дата обращения: 10.11.2025)
https://hermitagemuseum.org/api/files/fshow?needlePath=%2Fapi%2Fspf%2FYeS0VUOA4YfPNBDzo4ws3P6lFdPK7aQ_BKhCSrJQC-7-0cvtBXEA2XY-OW2-0CPu.jpg%3Fw%3D1600%26h%3D1600 (дата обращения: 10.11.2025)
https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/1/11/Jean-Honor%C3%A9_Fragonard_012.jpg/960px-Jean-Honor%C3%A9_Fragonard_012.jpg (дата обращения: 10.11.2025)
https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/271828/pub_68a6e2dd8df1b036a11c7ae5_68a6ebbda861a56f1d4f5922/scale_1200 (дата обращения: 10.11.2025)
https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/271828/pub_68a6e2dd8df1b036a11c7ae5_68a6ed4ec8d4b931d4cd5626/scale_1200 (дата обращения: 10.11.2025)
https://gallerix.ru/fullpic/a03f9d3538dfc81f3ece98d14f0a7adb/ (дата обращения: 10.11.2025)
https://gallerix.ru/fullpic/4eabda9efb1e28e9580624fb32325562/ (дата обращения: 10.11.2025)
https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/271828/pub_68a6e2dd8df1b036a11c7ae5_68a6e5c562e5942d47ecc010/scale_2400 (дата обращения: 10.11.2025)
https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/271828/pub_68a6e2dd8df1b036a11c7ae5_68a6efdf0e36010b2ec22d4b/scale_2400 (дата обращения: 10.11.2025)
https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/271828/pub_68a6e2dd8df1b036a11c7ae5_68a6ec2c6931f84de6488a25/scale_1200 (дата обращения: 10.11.2025)
https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/271828/pub_68a6e2dd8df1b036a11c7ae5_68a6f3359b22987abe1440f4/scale_2400 (дата обращения: 10.11.2025)