Original size 1248x1840

Поттериана: художественный образ Школы Чародейства и Волшебства Хогвартc

PROTECT STATUS: not protected
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes

Рубрикатор

— Концепция — Замок Хогвартс — Большой зал — Гостиная Гриффиндор — Кабинет Дамблдора — Заключение

big
Original size 2000x821

«Гарри Поттер и философский камень», 2001 год, режиссер Крис Коламбус

Концепция

Серия фильмов о Гарри Поттере — это не только экранизация культовых литературных произведений Дж. К. Роулинг, но и выдающееся явление визуального искусства, в котором материальный мир магии приобретает зримую форму. Одним из ключевых визуальных образов всей франшизы становится Хогвартс — школа чародейства и волшебства, пространство, где фантазия органично сочетается с традициями, история — с тайной. Этот художественный образ не только формирует атмосферу фильмов, но и становится самостоятельным героем повествования, отражающим культурный, символический и эмоциональный контекст истории.

«Гарри Поттер и философский камень», 2001 год, режиссер Крис Коламбус

Образ Хогвартса в «Поттериане» представляет собой не просто декорацию к приключениям юного волшебника, но сложный визуальный конструкт, сочетающий традиции европейской архитектуры и вымышленную магию. Его архитектура наполнена аллюзиями на готику, с её высокими сводами, витражами и каменными арками, но при этом оживлена магией: лестницы двигаются, стены скрывают проходы, а портреты разговаривают. Хогвартс одновременно строг и загадочен, уютен и пугающ, и именно эта двойственность делает его уникальным художественным образом.

Выбор темы обусловлен стремлением проанализировать, каким образом визуальные и архитектурные решения, принятые командой художников и режиссёров, формируют восприятие Хогвартса как особого пространства — не просто школы, а замка-памяти, замка-лабиринта, замка-вселенной. Как внимание к деталям в оформлении интерьеров, общая структура замка, позволяют рассматривать его как концентрат визуального языка всей поттерианы.

Основная гипотеза исследования заключается в следующем: какие именно характерные визуальные черты и архитектурные особенности Хогвартса — от готических мотивов до асимметричной планировки — создают образ волшебной школы, нереальной для нашего мира.

Предполагается, что сочетание элементов романского и готического стилей в облике Хогвартса, дополненное фантастическими деталями, создает пространство, в котором зритель ощущает связь с европейской историей и одновременно погружается в мир волшебства. Это зрительное «двунаправленное» воздействие усиливает эмпатию и веру в реальность магии.

Original size 1500x961

«Гарри Поттер и Дары Смерти. Часть 2», 2011 год, режиссёр Дэвид Йейтс

Материал отбирался по принципу значимости и запоминаемости локаций, в которых архитектурный стиль Хогвартса продемонстрирован лучше всего: Большой зал, большая гостиная, тайная комната, кабинеты преподавателей, коридоры и лестницы. Визуальный ряд будет проанализирован с точки зрения архитектуры и интерьеров через кадры из фильмов и концепт-арты.

Работа будет структурирована по разделам, соответствующим ключевым пространствам Хогвартса: начиная большим залом и гостиной, заканчивая кабинетами учителей и картинами.

«Гарри Поттер и узник Азкабана», 2004 год, режиссер Альфонсо Куарон

Замок Хогвартс

Образ Хогвартса черпает вдохновение из различных архитектурных стилей и реальных исторических зданий Великобритании. Среди них выделяются элементы норманнского романского стиля, готики и неоготики. Особое влияние оказали такие сооружения, как Вестминстерский зал в Лондоне и трапезные залы колледжа Крайст-Чёрч в Оксфорде, чьи архитектурные особенности были адаптированы для создания интерьеров Хогвартса.

Original size 1280x720

Вестминстерское аббатство, 2021

«Гарри Поттер и узник Азкабана», 2004 год, режиссёр Альфонсо Куарон

Хогвартс представляет собой сложный архитектурный ансамбль, включающий множество башен, лестниц и переходов. Замок расположен на скалистом утёсе, окружённом горами и озером, что подчёркивает его изолированность и мистическую атмосферу. Внутренние пространства Хогвартса характеризуются высокими сводами, узкими коридорами и многочисленными лестницами, создающими ощущение лабиринта и усиливающими впечатление загадочности.

«Гарри Поттер и Тайная комната», 2002 год, режиссёр Крис Коламбус

Original size 1500x873

«Гарри Поттер и философский камень», 2001 год, режиссёр Крис Коламбус

Клуатры, или крытые галереи, играют важную роль в архитектуре Хогвартса. Они служат не только функциональными переходами между различными частями замка, но и создают атмосферу уединения и созерцания. В фильмах для съёмок клуатров использовались реальные исторические места, такие как клуатры Лакокского аббатства и Даремского собора.

Лакокское аббатство, 2017

Даремский собор, 2015

Мосты Хогвартса, особенно длинный деревянный мост, ведущий от часовой башни к хижине Хагрида, добавляют динамики в архитектурный облик замка. Этот мост, впервые появившийся в третьем фильме, стал символом связи между различными частями школы и окружающим ландшафтом. Его конструкция вдохновлена средневековыми деревянными мостами, что подчёркивает историческую атмосферу школы.

Original size 1179x487

«Гарри Поттер и Принц-полукровка», 2009 год, режиссёр Дэвид Йейтс

Большой зал

Большой зал — одно из самых масштабных и запоминающихся помещений в Хогвартсе. Спроектирован с опорой на Вестминстерское аббатство в Лондоне — бывшую королевскую приемную XIV века с массивными дубовыми фермами и крупнейшим в Средневековой Англии пролетом без опор.

«Гарри Поттер и философский камень», 2001 год, режиссер Крис Коламбус

Кроме того, художественные решения для внутренних пространств заимствованы из трапезных залов Крайст-Чёрч при Оксфордском университете, чьи строгие готические арки и высокие окна стали основой для «учебного зала» Хогвартса. Такая смесь готики и академической традиции подчеркивает связь школы с элитными образовательными институциями Англии.

Крайст-Черч, 2018 | «Гарри Поттер и Тайная комната», 2002 год, режиссёр Крис Коламбус

Фасад Большого зала выделяется вертикальными контрфорсами, широкой стрельчатой аркой и системой бойниц, перекликающихся с замковыми оборонительными элементами. Объем здания вытянут в длину и подчеркнут ритмом высоких окон, что создает впечатление протяженности и грандиозности. Каменная кладка с оттенками серого и сепии придает массивности, а башенки по углам венчают композицию, делая ее узнаваемой на фоне всего замка.

Original size 1500x645

«Гарри Поттер и Принц-полукровка», 2009 год, режиссёр Дэвид Йейтс

Original size 1500x833

«Гарри Поттер и философский камень», 2001 год, режиссер Крис Коламбус

Потолок Большого зала — это складчатая система из дубовых балок-ферм. укрепленных железными коваными стяжками. Она аналогична системе в Вестминстерском аббатстве.

Вестминстерское аббатство, Д. Блак, 1809 | Полоток в Хогвартсе

Original size 1920x800

«Гарри Поттер и Орден Феникса», 2007 год, режиссёр Дэвид Йейтс

Одна из особенностей потолка — волшебное небо» над столовой частью, которое усиливает ощущение мистики и бесконечности пространства.

Original size 3239x1500

Скульптуры в зале, The Making of Harry Potter, 2017

Скульптурные элементы Большого зала включают гербы факультетов, и скульптуры львов, барсуков, орлов и змеев — символами четырёх домов школ, расположенные по бокам стен. Это подчеркивает их равную значимость и единство в многообразии. Эти скульптуры усиливают тематический посыл о сотрудничестве и соревновательном духе. Гербы четырех факультетов также встречаются на каминах, расположенных в зале.

Original size 1024x683

Камин, The Making of Harry Potter, 2017

В центре возвышенной трибуны установлен массивный резной трон, выполненный из темного дуба, со спинкой, украшенной резными узорами. Форма спинки напоминает стилизованный лоскутный купол, ассоциирующийся с королевскими креслами эпохи Тюдоров, что подчеркивает авторитет и мудрость главы школы.

Original size 1023x573

Трон Дамблдора, The Making of Harry Potter, 2017

Трон Дамблдора, The Making of Harry Potter, 2017

Гостиная Гриффиндор

Гостиная Гриффиндора в фильмах о Гарри Поттере представляет собой уютное и атмосферное пространство, сочетающее в себе элементы средневековой архитектуры и домашнего уюта. Расположенная в башне Гриффиндора, она оформлена в красных и золотых тонах, символизирующих храбрость и благородство, присущие этому факультету.

Original size 964x643

Гостинная Гриффиндор, Harryy Potter Wiki? 2006

В оформлении Гостиной Гриффиндора в фильмах о Гарри Поттере особое место занимают шпалеры из цикла «Дама с единорогом» — выдающегося памятника поздней готики конца XV века. Эти гобелены, созданные фламандскими мастерами по картонам, вероятно, парижского происхождения, представляют собой шесть сцен, пять из которых аллегорически изображают пять чувств: вкус, обоняние, слух, зрение и осязание.

Дама с единорогом, Рафаэль Санти, 1505 | «Гарри Поттер и Орден Феникса», 2007 год, режиссёр Дэвид Йейтс

Гостиная Гриффиндор, The Making of Harry Potter

Шестая шпалера, с надписью «À mon seul désir» («По моему единственному желанию»), остаётся предметом различных интерпретаций, включая идеи о свободе воли, отказе от материальных благ или шестом чувстве — любви. Эта аллегория может перекликаться с внутренним развитием персонажей, особенно Гарри Поттера, который, сталкиваясь с трудными выборами, руководствуется не только логикой, но и сердцем.

Кабинет Дамблдора

Original size 1500x1000

«Гарри Поттер и Дары Смерти. Часть 2», 2011 год, режиссёр Дэвид Йейтс

В Хогвартсе множество кабинетов, но одним из самых запоминающихся — кабинет Альбуса Дамблдора. Уникальное архитектурное пространство, в котором сплетаются элементы готического возрождения, купольных храмов и средневековой символики. Он создает эффект священного и загадочного места, одновременно наполненного историческими отсылками и символизмом.

Original size 1280x720

Кабинет Дамблдора, The Making of Harry Potter, 2017

Кабинет Дамблдора | The Making of Harry Potter, 2017

Сама композиция кабинета чрезвычайно сложна: она основана на многослойной системе сужающихся концентрических окружностей, напоминающих купольный храм. Окружности находятся в перспективном сокращении и их радиус постепенно уменьшается. Кабинет многоярусный, и его уровни поддерживаются колоннами, создавая ощущение вертикальной динамики.

«Гарри Поттер и Принц-полукровка», 2009 год, режиссёр Дэвид Йейтс

Особого внимания заслуживает лестница, ведущая в кабинет. Она оформлена в виде подвижной вращающейся скульптуры орла, который своими крыльями буквально прикрывает человека, что является очень красивым решением. Это не только эффектный визуальный элемент, но и символический жест — орёл словно охраняет вход в святая святых Хогвартса.

Original size 869x577

Орел на лестнице в кабинет Дамблдора, The Making of Harry Potter, 2017

Стол Дамблдора сочетает в себе элементы поздней английской готики. Орнамент на филенке отличается асимметричностью и представляет собой витиеватые узоры, напоминающими «безумные своды» первых английских соборов. В этом столе можно увидеть влияние декоративных решений конца XV — начала XVI века, когда готические мотивы начали приобретать более плавные и асимметричные формы.

«Гарри Поттер и Тайная комната», 2002 год, режиссёр Крис Коламбус | Стол в кабинете Дамблдора

Original size 728x410

«Гарри Поттер и Принц-полукровка», 2009 год, режиссёр Дэвид Йейтс

Интересен также прием использования зеркал на филенках: они создают эффект растворения объекта в пространстве, усиливая мистическую атмосферу кабинета.

Кабинет Дамблдора, The Making of Harry Potter, 2017

Омут памяти, расположенный в памятном шкафу, имеет явные архитектурные и культурные прототипы. Сам шкаф, стилистически украшен стрельчатыми арками, что отсылает к традициям средневековых алтарных конструкций. Витражные дверцы и стеклянные колбы с воспоминаниями напоминают аптекарские шкафы XVIII века, а сама чаша Омута памяти являет собой аналог сосудов со святой водой, использовавшихся в католических соборах.

Original size 1278x565

«Гарри Поттер и Принц-полукровка», 2009 год, режиссёр Дэвид Йейтс

Католическая купель | «Гарри Поттер и Принц-полукровка», 2009 год, режиссёр Дэвид Йейтс

Заключение

Таким образом, Хогвартс предстает как цельный и выразительный архитектурно-декоративный образ. Использование мотивов готики, средневековых замков и элементов волшебной фантазии превращает Хогвартс в завершенный архитектурный образ с ярко выраженной эстетикой. Это пространство, в котором материальное и волшебное неразделимы, где каждая деталь несет художественную и атмосферную функцию. Именно благодаря этой проработанной архитектурной визуальности Хогвартс становится неотъемлемым элементом кинематографического мира поттерианы.

Bibliography
Show
1.

The Architecture of Hogwarts Castle // Hendricks Arhcitecture URL: https://www.hendricksarchitect.com/architecture/architecture-hogwarts-castle (дата обращения: 23.05.25).

2.

Harry Potter and the Lady of the Unicorn Tapestries // Daily Art URL: https://www.dailyartmagazine.com/the-lady-and-the-unicorn-tapestries (дата обращения: 23.05.25).

3.

Expert Breaks Down Hogwarts Architectural Details // Architectural Digest URL: https://www.architecturaldigest.com/video/watch/the-blueprint-show-expert-breaks-down-hogwarts-architectural-details (дата обращения: 23.05.25).

Image sources
Show
1.

«Гарри Поттер и философский камень» (Harry Potter and the Sorcerer’s Stone, реж. Крис Коламбус, 2001)

2.

«Гарри Поттер и Тайная комната» (Harry Potter and the Chamber of Secrets, реж. Крис Коламбус, 2002)

3.

«Гарри Поттер и узник Азкабана» (Harry Potter and the Prisoner of Azkaban, реж. Альфонсо Куарон, 2004)

4.

«Гарри Поттер и Кубок огня» (Harry Potter and the Goblet of Fire, реж. Майк Ньюэлл, 2005)

5.

«Гарри Поттер и Орден Феникса» (Harry Potter and the Order of the Phoenix, реж. Дэвид Йейтс, 2007)

6.

«Гарри Поттер и Принц-полукровка» (Harry Potter and the Half-Blood Prince, реж. Дэвид Йейтс, 2009)

7.

«Гарри Поттер и Дары Смерти. Часть 1» (Harry Potter and the Deathly Hallows: Part 1, реж. Дэвид Йейтс, 2010)

8.

«Гарри Поттер и Дары Смерти. Часть 2» (Harry Potter and the Deathly Hallows: Part 2, реж. Дэвид Йейтс, 2011)

9.

‘Harry Potter’ movie stills // Harry Potter Zone URL: https://www.harrypotterfanzone.com/harry-potter-movie-stills (дата обращения: 23.05.25).

10.

The Making of Harry Potter // flickr URL: https://www.flickr.com/photos/paulodykes/33879728146/in/photostream/ (дата обращения: 23.05.25).

11.

The Architecture of Hogwarts Castle // Hendricks Arhcitecture URL: https://www.hendricksarchitect.com/architecture/architecture-hogwarts-castle (дата обращения: 23.05.25).

Поттериана: художественный образ Школы Чародейства и Волшебства Хогвартc
We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more