Original size 1071x1672

Школа: как пространство направляет, дисциплинирует и ограничивает тела

PROTECT STATUS: not protected
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes
The project is taking part in the competition

Рубрикация

1. Концепция 2. Пространство направляет 3. Пространство дисциплинирует 4. Пространство ограничивает 5. Вывод 6. Источники

Концепция

Школа — знакомое каждому пространство, в котором человек проводит значительную часть своей жизни, один из самых универсальных и фундаментальных институтов современного общества. В массовом сознании она прочно ассоциируется со светом знаний, социальным лифтом и подготовкой новых поколений к будущему. Однако за этой миссией скрывается гораздо более сложный и многогранный социальный механизм, поэтому школу можно рассматривать не только как образовательное учреждение, но и как мощный аппарат социализации, культурной трансляции и, что немаловажно, дисциплинирования и воспитания.

Школа исторически выполняла дисциплинарную функцию. Она должна была подготовить послушных граждан, добросовестных работников и законопослушных членов общества. Именно в ее стенах дети впервые сталкиваются с системой жестких правил, расписаний, норм поведения и иерархией власти, где фигура учителя олицетворяет не только знание, но и авторитет. Несмотря на то, что часто можно услышать фразу «школа — это второй дом», ее пространство для многих воспринимается не настолько доброжелательным и гостеприимным, потому что оно оказывает влияние на тела, в нем находящиеся — от более мягкого, направляющего до строгого, ограничивающего.

Таким образом, школа предстает как арена постоянного взаимодействия, а зачастую и напряжения, между свободой и контролем, между развитием индивидуальности и давлением конформизма, между функцией раскрытия потенциала и функцией создания «послушного тела».

«Мы будем неустанно повторять, что единственная задача школы — организовать детскую жизнь.» — С. Т. Шацкий [2]

В этом визуальном исследовании я анализирую российские общеобразовательные школы и три способа воздействия их пространства на тела учеников. 

Во-первых, как оно направляет: длинные коридоры, планировка класса, ориентирующая всех на фигуру учителя, и даже внеучебные зоны мягко предписывают телу маршруты, позы и виды дозволенной активности. 

Во-вторых, как школа как место дисциплинирует: эргономика парты, диктующая правильную позу, школьная форма вырабатывают автоматическое поведение, привычки, подчинение установленным правилам.

И в-третьих как пространство ограничивает: турникеты на входе, статусные барьеры в виде двери учительской или кабинета директора физически и символически закрепляют разделение по роли, прямо указывая, кому и куда доступ разрешен, а кому — воспрещен.

Такой подход позволяет проанализировать главные аспекты школы как значимого места, создающего почву для развития личности: пространство задает вектор (направляет), формирует привычку и послушание  (дисциплинирует), сужает возможности (ограничивает).

Пространство направляет

Элементы пространства школы, такие как расположение парт в кабинете, архитектура коридоров, деление на зоны учащихся и учителя, направляют — мягко принуждают тело к определенным маршрутам, действиям и позам, создавая потоки и фокусируя внимание.

Original size 2048x1024

Дизайн интерьера учебного кабинета

Так, учебные классы, где парты строгими рядами ориентированы на одну точку — учительский стол и доску направляют взгляд и физическое положение всех учеников на учителя, концентрируя внимание в одной точке и создавая иерархию между детьми и преподавателем. Часто учительский стол может быть на небольшом подиуме, приподнят, что визуально и физически усиливает это направляющее воздействие.

Кроме того, зачастую обстановка класса (например, портреты писателей в кабинете литературы, глобусы и карты в кабинете географии, швейные машинки в кабинете труда и т. д.), указывающая на учебный предмет, который в нем преподается, настраивает учеников на нужный лад, готовит к восприятию информации из определенной сферы и деятельности, также связанной с ней.

«Деятельность в пространстве регламентирована самим пространством; пространство „решает“, что может в нем произойти, но даже это „решение“ имеет свои пределы» — Анри Лефевр [6]

Original size 5184x3456

Кабинет литературы

Original size 3067x2301

Кабинет географии

Кабинет труда у девочек

Original size 3000x1943

Кабинет труда у мальчиков

План-схемы зонирования учебных кабинетов

Длинные прямые школьные коридоры без альтернативных путей минимизируют возможность случайных маршрутов и непредсказуемого поведения. Ученики единым потоком следуют по заданному пути от кабинета к кабинету, не замечая, что пространство организует и направляет их движение. И даже ширина коридоров для этого имеет определенную величину и пропускную способность.

Original size 4144x2752

Школьный коридор

Внутри школы есть также и пространства, созданные для внеучебной деятельности. Эти зоны не отменяют контроль над учениками, а переводят его в другую плоскость, регламентируют свободу. Они направляют тело к определенным действиям и поведению, взаимодействию с другими, но оставляют выбор, чем и где заняться на перемене. Например, открытая планировка библиотеки и расположение стола библиотекаря создают эффект паноптикума, неосознанно призывает учеников к тихому, индивидуальному поведению: тело должно быть медленным и сконцентрированным.

Доски почета же направляют тела не физически, но символически — мотивируют к определенным действиям в будущем: ученики понимают, что к отличной учебе стоит стремится и ради своего развития, и чтобы получить признание и уважение.

Доска почета

Original size 2514x1664

Зеленый уголок

Школьная библиотека

Original size 1608x1206

Пространство для отдыха

Столовая

Сара Ахмед писала: «Ориентации формируют то, что делают тела, в то время как тела формируются ориентациями, которые у них уже есть в результате выполнения той работы, которую они должны осуществить, чтобы прибыть в точку назначения» [4]. Пространство школы, направляя учеников к совершению определенных действий, создает у них привычку к этим действиям, что позже поддерживает и само пространство в той же форме.

Пространство дисциплинирует

Пространство школы и его элементы (определенная конструкция парты, школьная форма, закрытость учебных кабинетов) формируют «послушные» тела, вырабатывая автоматическое поведение и привычки подчинения через эргономику, материалы и унификацию, приучает к определенным правилам и регламентам, труду.

Например, конструкция парты физически диктует «правильную» позу: сидя, прямо, руки на парте. Наклон столешницы, соединение стула и парты — все это ограничивает возможности для спонтанных движений и неформальных поз, дисциплинируя тело и подчиняя его учебному процессу.

Мишель Фуко в книге «Надзирать и наказывать» писал о появлении дисциплины и становлении тел послушными так: «Рассчитанное принуждение медленно проникает в каждую часть тела, овладевает им, делает его послушным, всегда готовым и молчаливо продолжается в автоматизме привычки», а также определял масштаб контроля: «… не рассматривать тело в массе, в общих чертах, как если бы оно было неразделимой единицей, а прорабатывать его в деталях, подвергать его тонкому принуждению, обеспечивать его захват на уровне самой механики — движений, жестов, положений, быстроты… " [3]

«Методы, которые делают возможным детальнейший контроль над действиями тела, обеспечивают постоянное подчинение его сил и навязывают им отношения послушания—полезности, можно назвать „дисциплинами“» — Мишель Фуко [3]

В том же произведении описаны и методы, которыми может достигаться дисциплина — с помощью контроля над деятельностью:

1. «Распределение рабочего времени» — определенная продолжительность и время начала и конца уроков, перемен, длины учебного дня, строго установленное и регламентированное расписание.

2. «Детализация действия во времени» — действие разбивается на элементы по своему типу и времени, которое требуется на его выполнение, например, урок состоит из опроса домашнего задания, выполнения двух упражнений и командной работы.

3. «Корреляция тела и жеста» — обучение определенным движениям: например, поднять руку, чтобы ответить, встать, когда учитель вошел в класс.

4. «Связь между телом и объектом: дисциплина определяет, какие отношения тело должно поддерживать с объектом, которым оно манипулирует» — с партой, доской, школьным имуществом.

5. «Исчерпывающее использование. Это принцип антипраздности: он запрещает попусту тратить время».

Original size 2544x1710

Жест поднятия руки для ответа на уроке

Правильное положение ученика за партой

Original size 4999x3125

Памятка для учебного кабинета

Original size 2000x1335

Выход к доске

Дежурство учеников после уроков

Original size 2296x1288

Учебный кабинет после дежурства

Original size 2400x1350

Расписание уроков

Школьная форма нивелирует социальные и телесные различия, стирая индивидуальность и создавая коллективное, анонимное тело, которым легче управлять. Она дисциплинирует не только внешний вид, но и через ощущение общей похожести напоминает о роли ученика. При этом тело, нарушающее этот пункт дисциплины может становиться неудобным, «неправильным», подвергаться осуждению.

Original size 1680x1120

Школьная форма

Кадетская школьная форма

Original size 2560x1740

Единая форма на уроке физкультуры

Пространство ограничивает

В пространстве школы существуют явные и неявные барьеры, которые физически и символически разделяют пространство по статусному признаку, прямо запрещая доступ или ограничивая его, закрепляя иерархию.

Вход в школу невозможен для людей, не принадлежащих к роли ученика или работника этого учреждения, что позволяет обеспечивать безопасность и комфорт пространства, исключая «случайные» тела. Это также и символический акт: школа — это закрытая территория со своими правилами, куда нельзя просто так войти, что создает первичное ограничение, отделяющее «внутренних» от «внешних».

Система безопасности в школах

Система безопасности в школах

Однако некоторые пространства внутри школы недоступны и для самих учеников. Учительская — самое яркое воплощение ограничения по иерархическому признаку. В это место доступ ребенку запрещен, что материально подтверждает власть учителя, у которого есть «своя» территория, недосягаемая для тех, кто по статусу внутри школы занимает положение ниже. То же относится к учительскому столу в кабинете, шкафам с рабочими материалами.

Кабинет директора и администрации, часто расположенные в отдалении от учебных классов, ограничивают доступ не только для учеников, но и для учителей, выстраивая тем самым дополнительную внутреннюю иерархию внутри педагогического коллектива.

Так доступность пространства прямо коррелирует со статусом его обитателя, при этом ограничения эти не физические — в этом случае нет турникетов и тела все еще могут проникнуть туда, где их не ожидают увидеть, а скорее символические, закрепленные в сознании.

Кабинет директора

Original size 1502x1127

Шкафы для хранения учебных материалов

Учительская

Кабинеты с дверьми, которые закрываются на время урока, также ограничивают доступ в класс учащимся, которые не относятся к группе детей, у которых сейчас здесь занятия.

Двери в учебные кабинеты

Выводы

Таким образом, школа через свою материальную и символическую организацию выступает мощным дисциплинарным аппаратом. Она не просто предоставляет место для учебы, а активно направляет поведение, дисциплинирует тела, делая их послушными, и ограничивает доступ, визуализируя и закрепляя иерархию.

Источники

Bibliography
Show
1.

Закурдаева Л. Г. Социализирующее пространство школы — Актуальные вопросы современной науки. 2010. № 11.

2.

Соловьёва Н. В. Станислав Теофилович Шацкий — создатель российской «педагогики среды» — Акмеология. 2016. № 3 (59).

3.

Фуко Мишель. Надзирать и наказывать рождение тюрьмы / Мишель Фуко; [перевод: Владимир Наумов]. — Москва: Ад Маргинем Пресс [и др.], 2020. — 383 с.

4.

Ahmed, Sara. Queer Phenomenology: Orientations, Objects, Others. Duke University Press. — 2006. ISBN 9780822338611

5.

Casey, Edward. The Fate of Place: A Philosophical History. University of California Press —1997.

6.

Lefebvre, Henri. The Production of Space. Blackwell — 1991

Image sources
Show
1.2.

Кабинет географии // https://granmax.ru/chto-dolzhno-nahoditsya-v-shkole?utm_medium=organic&utm_source=yandexsmartcamera // дата обращения: 19.11.25

3.4.

Кабинет труда у мальчиков // https://granmax.ru/urok-truda-dizayn-i-tehnologii-7-klass?utm_medium=organic&utm_source=yandexsmartcamera // дата обращения: 19.11.25

5.

Дизайн интерьера учебного кабинета // https://www.grozny-inform.ru/news/society/165837/?utm_medium=organic // дата обращения: 19.11.25

6.

План-схемы зонирования учебных кабинетов // https://mebdiv.com/1-foto/plan-klassnoj-komnaty-72-foto.html?utm_medium=organic&utm_source=yandexsmartcamera // дата обращения: 19.11.25

7.8.9.10.

Школьная библиотека // https://www.school3.obr-tacin.ru/press-tsentr/novosti?start=1280&utm_medium=organic&utm_source=yandexsmartcamera // дата обращения: 19.11.25

11.12.13.

Жест поднятия руки для ответа на уроке // https://pixel-shot.com/ru/showcase/i-3000940-0/pupils-listening-teacher-and-raising-hands-to-answer-in-classroom?utm_medium=organic&utm_source=yandexsmartcamera // дата обращения: 22.11.25

14.

Правильное положение ученика за партой // https://dzen.ru/news/by/story/36fac41f-486d-534a-b394-008d351d622d?utm_medium=organic&utm_source=yandexsmartcamera // дата обращения: 22.11.25

15.

Памятка для учебного кабинета // https://nalgimn4.edu07.ru/?Page=news&act=show_news&id=2388&utm_medium=organic&utm_source=yandexsmartcamera // дата обращения: 23.11.25

16.

Выход к доске // https://edu.lenobl.ru/ru/about/news/43759/?utm_medium=organic&utm_source=yandexsmartcamera // дата обращения: 23.11.25

17.

Дежурство учеников после уроков // https://www.rbc.ru/politics/24/05/2023/646e44339a7947533505343f?utm_medium=organic&utm_source=yandexsmartcamera // дата обращения: 23.11.25

18.

Учебный кабинет после дежурства // https://logoslab.ru/library/kartinka-kabineta-shkoly.html?utm_medium=organic&utm_source=yandexsmartcamera // дата обращения: 23.11.25

19.20.

Кадетская школьная форма // https://zoon.ru/msk/education/kadetskaya_shkola_imeni_vp_kislyakova/social/?utm_medium=organic&utm_source=yandexsmartcamera // дата обращения: 23.11.25

21.

Единая форма на уроке физкультуры // https://www.pressfoto.ru/image-171576?utm_medium=organic&utm_source=yandexsmartcamera // дата обращения: 23.11.25

22.

Система безопасности в школах // https://govoritmoskva.ru/news/430355/?utm_medium=organic&utm_source=yandexsmartcamera // дата обращения: 25.11.25

23.24.25.

Шкафы для хранения учебных материалов // https://lenin.cap.ru/news/2015/08/27/obrazovateljnie-uchrezhdeniya-leninskogo-rajona-udost?utm_medium=organic&utm_source=yandexsmartcamera // дата обращения: 25.11.25

26.

Двери в учебные кабинеты // https://lotto-smart.ru/dver-direktora-v-shkole// дата обращения: 25.11.25

Школа: как пространство направляет, дисциплинирует и ограничивает тела
We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more