
Рубрикация
1. Концепция 2. Пространство направляет 3. Пространство дисциплинирует 4. Пространство ограничивает 5. Вывод 6. Источники
Концепция
Школа — знакомое каждому пространство, в котором человек проводит значительную часть своей жизни, один из самых универсальных и фундаментальных институтов современного общества. В массовом сознании она прочно ассоциируется со светом знаний, социальным лифтом и подготовкой новых поколений к будущему. Однако за этой миссией скрывается гораздо более сложный и многогранный социальный механизм, поэтому школу можно рассматривать не только как образовательное учреждение, но и как мощный аппарат социализации, культурной трансляции и, что немаловажно, дисциплинирования и воспитания.
Школа исторически выполняла дисциплинарную функцию. Она должна была подготовить послушных граждан, добросовестных работников и законопослушных членов общества. Именно в ее стенах дети впервые сталкиваются с системой жестких правил, расписаний, норм поведения и иерархией власти, где фигура учителя олицетворяет не только знание, но и авторитет. Несмотря на то, что часто можно услышать фразу «школа — это второй дом», ее пространство для многих воспринимается не настолько доброжелательным и гостеприимным, потому что оно оказывает влияние на тела, в нем находящиеся — от более мягкого, направляющего до строгого, ограничивающего.
Таким образом, школа предстает как арена постоянного взаимодействия, а зачастую и напряжения, между свободой и контролем, между развитием индивидуальности и давлением конформизма, между функцией раскрытия потенциала и функцией создания «послушного тела».
«Мы будем неустанно повторять, что единственная задача школы — организовать детскую жизнь.» — С. Т. Шацкий [2]
В этом визуальном исследовании я анализирую российские общеобразовательные школы и три способа воздействия их пространства на тела учеников.
Во-первых, как оно направляет: длинные коридоры, планировка класса, ориентирующая всех на фигуру учителя, и даже внеучебные зоны мягко предписывают телу маршруты, позы и виды дозволенной активности.
Во-вторых, как школа как место дисциплинирует: эргономика парты, диктующая правильную позу, школьная форма вырабатывают автоматическое поведение, привычки, подчинение установленным правилам.
И в-третьих как пространство ограничивает: турникеты на входе, статусные барьеры в виде двери учительской или кабинета директора физически и символически закрепляют разделение по роли, прямо указывая, кому и куда доступ разрешен, а кому — воспрещен.
Такой подход позволяет проанализировать главные аспекты школы как значимого места, создающего почву для развития личности: пространство задает вектор (направляет), формирует привычку и послушание (дисциплинирует), сужает возможности (ограничивает).
Пространство направляет
Элементы пространства школы, такие как расположение парт в кабинете, архитектура коридоров, деление на зоны учащихся и учителя, направляют — мягко принуждают тело к определенным маршрутам, действиям и позам, создавая потоки и фокусируя внимание.
Дизайн интерьера учебного кабинета
Так, учебные классы, где парты строгими рядами ориентированы на одну точку — учительский стол и доску направляют взгляд и физическое положение всех учеников на учителя, концентрируя внимание в одной точке и создавая иерархию между детьми и преподавателем. Часто учительский стол может быть на небольшом подиуме, приподнят, что визуально и физически усиливает это направляющее воздействие.
Кроме того, зачастую обстановка класса (например, портреты писателей в кабинете литературы, глобусы и карты в кабинете географии, швейные машинки в кабинете труда и т. д.), указывающая на учебный предмет, который в нем преподается, настраивает учеников на нужный лад, готовит к восприятию информации из определенной сферы и деятельности, также связанной с ней.
«Деятельность в пространстве регламентирована самим пространством; пространство „решает“, что может в нем произойти, но даже это „решение“ имеет свои пределы» — Анри Лефевр [6]
Кабинет литературы
Кабинет географии


Кабинет труда у девочек
Кабинет труда у мальчиков


План-схемы зонирования учебных кабинетов
Длинные прямые школьные коридоры без альтернативных путей минимизируют возможность случайных маршрутов и непредсказуемого поведения. Ученики единым потоком следуют по заданному пути от кабинета к кабинету, не замечая, что пространство организует и направляет их движение. И даже ширина коридоров для этого имеет определенную величину и пропускную способность.
Школьный коридор
Внутри школы есть также и пространства, созданные для внеучебной деятельности. Эти зоны не отменяют контроль над учениками, а переводят его в другую плоскость, регламентируют свободу. Они направляют тело к определенным действиям и поведению, взаимодействию с другими, но оставляют выбор, чем и где заняться на перемене. Например, открытая планировка библиотеки и расположение стола библиотекаря создают эффект паноптикума, неосознанно призывает учеников к тихому, индивидуальному поведению: тело должно быть медленным и сконцентрированным.
Доски почета же направляют тела не физически, но символически — мотивируют к определенным действиям в будущем: ученики понимают, что к отличной учебе стоит стремится и ради своего развития, и чтобы получить признание и уважение.


Доска почета
Зеленый уголок


Школьная библиотека
Пространство для отдыха


Столовая
Сара Ахмед писала: «Ориентации формируют то, что делают тела, в то время как тела формируются ориентациями, которые у них уже есть в результате выполнения той работы, которую они должны осуществить, чтобы прибыть в точку назначения» [4]. Пространство школы, направляя учеников к совершению определенных действий, создает у них привычку к этим действиям, что позже поддерживает и само пространство в той же форме.
Пространство дисциплинирует
Пространство школы и его элементы (определенная конструкция парты, школьная форма, закрытость учебных кабинетов) формируют «послушные» тела, вырабатывая автоматическое поведение и привычки подчинения через эргономику, материалы и унификацию, приучает к определенным правилам и регламентам, труду.
Например, конструкция парты физически диктует «правильную» позу: сидя, прямо, руки на парте. Наклон столешницы, соединение стула и парты — все это ограничивает возможности для спонтанных движений и неформальных поз, дисциплинируя тело и подчиняя его учебному процессу.
Мишель Фуко в книге «Надзирать и наказывать» писал о появлении дисциплины и становлении тел послушными так: «Рассчитанное принуждение медленно проникает в каждую часть тела, овладевает им, делает его послушным, всегда готовым и молчаливо продолжается в автоматизме привычки», а также определял масштаб контроля: «… не рассматривать тело в массе, в общих чертах, как если бы оно было неразделимой единицей, а прорабатывать его в деталях, подвергать его тонкому принуждению, обеспечивать его захват на уровне самой механики — движений, жестов, положений, быстроты… " [3]
«Методы, которые делают возможным детальнейший контроль над действиями тела, обеспечивают постоянное подчинение его сил и навязывают им отношения послушания—полезности, можно назвать „дисциплинами“» — Мишель Фуко [3]
В том же произведении описаны и методы, которыми может достигаться дисциплина — с помощью контроля над деятельностью:
1. «Распределение рабочего времени» — определенная продолжительность и время начала и конца уроков, перемен, длины учебного дня, строго установленное и регламентированное расписание.
2. «Детализация действия во времени» — действие разбивается на элементы по своему типу и времени, которое требуется на его выполнение, например, урок состоит из опроса домашнего задания, выполнения двух упражнений и командной работы.
3. «Корреляция тела и жеста» — обучение определенным движениям: например, поднять руку, чтобы ответить, встать, когда учитель вошел в класс.
4. «Связь между телом и объектом: дисциплина определяет, какие отношения тело должно поддерживать с объектом, которым оно манипулирует» — с партой, доской, школьным имуществом.
5. «Исчерпывающее использование. Это принцип антипраздности: он запрещает попусту тратить время».
Жест поднятия руки для ответа на уроке


Правильное положение ученика за партой
Памятка для учебного кабинета
Выход к доске


Дежурство учеников после уроков
Учебный кабинет после дежурства
Расписание уроков
Школьная форма нивелирует социальные и телесные различия, стирая индивидуальность и создавая коллективное, анонимное тело, которым легче управлять. Она дисциплинирует не только внешний вид, но и через ощущение общей похожести напоминает о роли ученика. При этом тело, нарушающее этот пункт дисциплины может становиться неудобным, «неправильным», подвергаться осуждению.
Школьная форма


Кадетская школьная форма
Единая форма на уроке физкультуры
Пространство ограничивает
В пространстве школы существуют явные и неявные барьеры, которые физически и символически разделяют пространство по статусному признаку, прямо запрещая доступ или ограничивая его, закрепляя иерархию.
Вход в школу невозможен для людей, не принадлежащих к роли ученика или работника этого учреждения, что позволяет обеспечивать безопасность и комфорт пространства, исключая «случайные» тела. Это также и символический акт: школа — это закрытая территория со своими правилами, куда нельзя просто так войти, что создает первичное ограничение, отделяющее «внутренних» от «внешних».


Система безопасности в школах


Система безопасности в школах
Однако некоторые пространства внутри школы недоступны и для самих учеников. Учительская — самое яркое воплощение ограничения по иерархическому признаку. В это место доступ ребенку запрещен, что материально подтверждает власть учителя, у которого есть «своя» территория, недосягаемая для тех, кто по статусу внутри школы занимает положение ниже. То же относится к учительскому столу в кабинете, шкафам с рабочими материалами.
Кабинет директора и администрации, часто расположенные в отдалении от учебных классов, ограничивают доступ не только для учеников, но и для учителей, выстраивая тем самым дополнительную внутреннюю иерархию внутри педагогического коллектива.
Так доступность пространства прямо коррелирует со статусом его обитателя, при этом ограничения эти не физические — в этом случае нет турникетов и тела все еще могут проникнуть туда, где их не ожидают увидеть, а скорее символические, закрепленные в сознании.


Кабинет директора
Шкафы для хранения учебных материалов


Учительская
Кабинеты с дверьми, которые закрываются на время урока, также ограничивают доступ в класс учащимся, которые не относятся к группе детей, у которых сейчас здесь занятия.


Двери в учебные кабинеты
Выводы
Таким образом, школа через свою материальную и символическую организацию выступает мощным дисциплинарным аппаратом. Она не просто предоставляет место для учебы, а активно направляет поведение, дисциплинирует тела, делая их послушными, и ограничивает доступ, визуализируя и закрепляя иерархию.
Источники
Закурдаева Л. Г. Социализирующее пространство школы — Актуальные вопросы современной науки. 2010. № 11.
Соловьёва Н. В. Станислав Теофилович Шацкий — создатель российской «педагогики среды» — Акмеология. 2016. № 3 (59).
Фуко Мишель. Надзирать и наказывать рождение тюрьмы / Мишель Фуко; [перевод: Владимир Наумов]. — Москва: Ад Маргинем Пресс [и др.], 2020. — 383 с.
Ahmed, Sara. Queer Phenomenology: Orientations, Objects, Others. Duke University Press. — 2006. ISBN 9780822338611
Casey, Edward. The Fate of Place: A Philosophical History. University of California Press —1997.
Lefebvre, Henri. The Production of Space. Blackwell — 1991
Кабинет литературы // https://sh2-makeevka-r897.gosweb.gosuslugi.ru/nasha-shkola/nashi-klassy/3v/?utm_medium=organic&utm_source=yandexsmartcamera // дата обращения: 19.11.25
Кабинет географии // https://granmax.ru/chto-dolzhno-nahoditsya-v-shkole?utm_medium=organic&utm_source=yandexsmartcamera // дата обращения: 19.11.25
Кабинет труда у девочек // https://shkolaplotbishhe-r43.gosweb.gosuslugi.ru/svedeniya-ob-obrazovatelnoy-organizatsii/materialno-tehnicheskoe-obespechenie-dostupnaya-sreda/?utm_medium=organic&utm_source=yandexsmartcamera // дата обращения: 19.11.25
Кабинет труда у мальчиков // https://granmax.ru/urok-truda-dizayn-i-tehnologii-7-klass?utm_medium=organic&utm_source=yandexsmartcamera // дата обращения: 19.11.25
Дизайн интерьера учебного кабинета // https://www.grozny-inform.ru/news/society/165837/?utm_medium=organic // дата обращения: 19.11.25
План-схемы зонирования учебных кабинетов // https://mebdiv.com/1-foto/plan-klassnoj-komnaty-72-foto.html?utm_medium=organic&utm_source=yandexsmartcamera // дата обращения: 19.11.25
Школьный коридор // https://chr.mk.ru/social/2023/12/11/v-shkolakh-kurskoy-oblasti-segodnya-ispolnyat-gimn-rf-i-podnimut-rossiyskiy-flag.html?utm_medium=organic&utm_source=yandexsmartcamera // дата обращения: 19.11.25
Доска почета // https://smolmolodezh.ru/в-игоревской-средней-школе-установил/? utm_medium=organic& utm_source=yandexsmartcamera // дата обращения: 19.11.25
Зеленый уголок // https://www.culture.ru/events/4678284/zelenyi-ugolok-moego-sela?utm_medium=organic&utm_source=yandexsmartcamera // дата обращения: 19.11.25
Школьная библиотека // https://www.school3.obr-tacin.ru/press-tsentr/novosti?start=1280&utm_medium=organic&utm_source=yandexsmartcamera // дата обращения: 19.11.25
Пространство для отдыха // https://gazetasami.ru/учащиеся-9-11-классов-мбоу-школы-№ 64-город/? utm_medium=organic& utm_source=yandexsmartcamera // дата обращения: 19.11.25
Столовая // https://www.minobrkchr.ru/news/?success=6280b4cc3a9d71395595c5fc8090d34b&PAGEN_1=65&utm_medium=organic&utm_source=yandexsmartcamera // дата обращения: 19.11.25
Жест поднятия руки для ответа на уроке // https://pixel-shot.com/ru/showcase/i-3000940-0/pupils-listening-teacher-and-raising-hands-to-answer-in-classroom?utm_medium=organic&utm_source=yandexsmartcamera // дата обращения: 22.11.25
Правильное положение ученика за партой // https://dzen.ru/news/by/story/36fac41f-486d-534a-b394-008d351d622d?utm_medium=organic&utm_source=yandexsmartcamera // дата обращения: 22.11.25
Памятка для учебного кабинета // https://nalgimn4.edu07.ru/?Page=news&act=show_news&id=2388&utm_medium=organic&utm_source=yandexsmartcamera // дата обращения: 23.11.25
Выход к доске // https://edu.lenobl.ru/ru/about/news/43759/?utm_medium=organic&utm_source=yandexsmartcamera // дата обращения: 23.11.25
Дежурство учеников после уроков // https://www.rbc.ru/politics/24/05/2023/646e44339a7947533505343f?utm_medium=organic&utm_source=yandexsmartcamera // дата обращения: 23.11.25
Учебный кабинет после дежурства // https://logoslab.ru/library/kartinka-kabineta-shkoly.html?utm_medium=organic&utm_source=yandexsmartcamera // дата обращения: 23.11.25
Школьная форма // https://ujnosahalinsk.bezformata.com/listnews/odezhdi-dlya-kazhdogo-rebenka/107940222/?utm_medium=organic&utm_source=yandexsmartcamera // дата обращения: 23.11.25
Кадетская школьная форма // https://zoon.ru/msk/education/kadetskaya_shkola_imeni_vp_kislyakova/social/?utm_medium=organic&utm_source=yandexsmartcamera // дата обращения: 23.11.25
Единая форма на уроке физкультуры // https://www.pressfoto.ru/image-171576?utm_medium=organic&utm_source=yandexsmartcamera // дата обращения: 23.11.25
Система безопасности в школах // https://govoritmoskva.ru/news/430355/?utm_medium=organic&utm_source=yandexsmartcamera // дата обращения: 25.11.25
Кабинет директора // https://myslo.ru/news/tula/2017-03-15-nachal-nik-upravleniya-obrazovaniya-o-skandale-v-shkole-etomu-rebenku-nuzhna-pomosh?utm_medium=organic&utm_source=yandexsmartcamera // дата обращения: 25.11.25
Учительская // https://logoslab.ru/library/uchitelskaja-est-proekt.html?utm_medium=organic&utm_source=yandexsmartcamera // дата обращения: 25.11.25
Шкафы для хранения учебных материалов // https://lenin.cap.ru/news/2015/08/27/obrazovateljnie-uchrezhdeniya-leninskogo-rajona-udost?utm_medium=organic&utm_source=yandexsmartcamera // дата обращения: 25.11.25
Двери в учебные кабинеты // https://lotto-smart.ru/dver-direktora-v-shkole// дата обращения: 25.11.25