Original size 2480x3500

Психогеография ужаса: Образ и роль дома в хоррорах

This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes
The project is taking part in the competition

Концепция

Дом — это то место, где многие из нас ощущают себя в безопасности. На протяжении всей нашей жизни такие места как пространства могут меняться. Но именно чувство спокойствия и уюта, чаще всего, мы отдаем только одному конкретному месту.

Однако не всегда такое пространство может быть на самом деле безопасным. «Совы не то, чем кажутся» — именно такой фразой из сериала Дэвида Линча «Твин Пикс» (1990-2017) можно охарактеризовать некоторые дома со странными и даже пугающими историями.

big
Original size 1919x1031

«Психо» (Psycho, реж. Альфред Хичкок, 1960)

Такие истории, рассказанные в фильмах жанра хоррор, представляют дом не как очередную декорацию, а как полноправного персонажа, вокруг которого выстраивается сюжет. Фантасмагории в жилых помещениях становятся одной из главных тем в фильмах ужасов. Они могут выражаться как в виде зримых и незримых призраков, захвативших дом под свое правление, так и могут проявляться в образах живых людей, осевшим в этом пространстве в настоящий момент или в прошлом. Дома-монстры, как их еще иначе называют, подобно человеку имеют свой собственный характер, который они транслируют как раз через свое внешнее и внутреннее убранство, а также через отношение к людям.

«В комнатах, пространствах и потайных ходах дома раскрывается душа персонажа. Каждая комната раскрывает новый секрет и раскрывает глубину индивидуальности дома. Индивидуальность дома еще больше усиливается благодаря его жестам и движениям. Эти элементы составляют каркас дома, являясь сердцем и мускулами персонажа».

— Келли Джонсон, 2013

Визуальное исследование рассматривает образ дома в хоррор-фильмах разных десятилетий в трех, связанных между собой, категориях:

— Дом как олицетворение ужаса; — Дом как пристанище для фантасмагории; — Дом как место, сводящее с ума.

При этом домом в нем является не только то пространство, которое мы себе представляем, но и отели с психиатрическими больницами в том числе. И те, и другие пространства предназначены для продолжительного пребывания в них, и каждое из этих мест хранит те или иные секреты от своих постояльцев, что несомненно сказывается на характере «дома».

Целью исследования является выяснить каким образом дом как пространство может исполнять роль главного героя в хорроре и вселять ужас в человека.

Дом как олицетворение ужаса

Интерьер и экстерьер каждого дома по сути своей уникальны. То же, как говорилось ранее, можно и отнести к характеру дома. При этом образ дома может быть достаточно двуликим. Перед нами может выступать совсем обыкновенный, ухоженный снаружи и внутри, ничем не отличающийся от других дом. Казалось бы в нем не может быть ничего необычного. Но в какой-то момент такой дом продается по смешной для рынка цене или передается по наследству, и новая семья со временем раскрывает все секреты, запрятанные в нем от тех, кто в нем когда-либо жил.

В другом случае дом сразу предстает олицетворением боли и ужаса еще с порога: прогнившие доски, разбитые окна, крякающие от сквозняка двери и множество необычных предметов внутри него, оставшихся от прошлых жильцов.

Original size 1920x960

«Психо» (Psycho, реж. Альфред Хичкок, 1960)

И в том, и в другом случае атмосфера самого места начинает нагнетать и давить на новую семью, пришедшую со своими устоями в гости. И неважно надолго они приехали или только на один день — рано или поздно дом покажет, кто здесь хозяин.

Original size 1918x1029

«Психо» (Psycho, реж. Альфред Хичкок, 1960)

post

«Психо» (Psycho, реж. Альфред Хичкок, 1960)

Главная героиня одного из культовых фильмов Альфреда Хичкока «Психо» секретарь Мэрион Крэйн от отчаяния в личной жизни крадет с работы деньги, чтобы начать новую жизнь.

Попав в дороге под руку полиции, Мэрион решает сменить машину и остановиться в уединенном месте. Таким местом стал «Мотель Бэйтса», управляющим которого является Норман Бэйтс — молодой человек, страдающий, как оказалось позднее, раздвоением личности.

«Психо» (Psycho, реж. Альфред Хичкок, 1960)

Что дом семьи Бэйтсов, находившийся напротив мотеля, что сам мотель имели изначальную жуткую наружность, предвещающую нечто ужасное, несмотря на достаточно богатое убранство внутри.

Полуразваленный, дряхлый дом, чучела птиц — все это служило намеком на смерть.

Образ дома в «Психо» стал олицетворением внутреннего мира Нормана Бэйтса и пугающей действительности, в которой он жил.

«Психо» (Psycho, реж. Альфред Хичкок, 1960)

Original size 2610x1416

«Психо» (Psycho, реж. Альфред Хичкок, 1960)

Original size 1919x798

«Обитель теней» (Marrowbone, реж. Серхио Х. Санчес, 2017)

post

«Обитель теней» (Marrowbone, реж. Серхио Х. Санчес, 2017)

Роуз Марроубон перевозит своих детей из Великобритании в США, в дом своего детства, в попытках бегства от отца семейства.

Их жизнь могла бы сложиться мирно, если бы Роуз вскоре не умерла и отец не вернулся бы за трофеями в виде своих детей. В попытках спасти семью от отца, один из сыновей, Джек Марроубон запирает своих братьев с сестрой на чердаке, но не осознает, что подписал для них посмертный договор.

«Обитель теней» (Marrowbone, реж. Серхио Х. Санчес, 2017)

Дом в «Обителе теней» пытается показать и доказать главному герою Джеку, что произошло в нем и какая тайна в нем хранится. Занавешенные зеркала прорываются сквозь полотна ткани и раскалываются от несоответствия реального и потустороннего.

Original size 1919x787

«Обитель теней» (Marrowbone, реж. Серхио Х. Санчес, 2017)

Original size 1917x798

«Обитель теней» (Marrowbone, реж. Серхио Х. Санчес, 2017)

«Реинкарнация» (Hereditary, реж. Ари Астер, 2018)

Original size 608x302

«Реинкарнация» (Hereditary, реж. Ари Астер, 2018)

Original size 1919x929

«Реинкарнация» (Hereditary, реж. Ари Астер, 2018)

post

«Реинкарнация» (Hereditary, реж. Ари Астер, 2018)

Паранормальные явления в доме Грэхем начинаются с момента смерти их бабушки Эллен. Дом, некогда казавшийся нормальным, перестает быть таковым и начинает рассказ о семейной истине, о которой никто не догадывался.

Культ, семейное проклятие и единение их с домом свело всю семью с ума и воспроизвело все то, что должно было быть предначертано.

«Реинкарнация» (Hereditary, реж. Ари Астер, 2018)

Original size 602x296

«Реинкарнация» (Hereditary, реж. Ари Астер, 2018)

«Реинкарнация» (Hereditary, реж. Ари Астер, 2018)

Дом как пристанище для фантасмагории

Несмотря на то, что живые люди во многом становятся «разрушителями» некогда нормальных домов, есть вещи и более пугающие и отчасти независящие впоследствии от них.

Таковым явлением становится появление в доме фантасмагории. Фантасмагория, будучи одновременно видимым и осязаемым, обычно предстает перед нами в виде душ умерших по воле судьбы людей, то есть в виде призраков [Pile, 2005].

«То „в“, в котором пребывают мертвые, — будь то в земле, в нашей памяти, в наших институтах, в наших генах, в наших словах, в наших книгах, в наших снах, в наших сердцах, в наших молитвах или в наших мыслях, — это „в“, в котором пребывают мёртвые, определяет внутреннюю сущность человека, вокруг которой наши дома возводят стены, делая её пригодной для жизни».

— Роберт Поуг Харрисон, 2003

Неупокоенные же души чаще всего оказываются привязанными к месту, где они умерли. И именно поэтому оберегают свой дом как зеницу ока.

«Корабль-призрак» (Ghost Ship, реж. Стив Бек, 2002)

Original size 458x246

«Корабль-призрак» (Ghost Ship, реж. Стив Бек, 2002)

post

«Корабль-призрак» (Ghost Ship, реж. Стив Бек, 2002)

Для призрака дом — это необязательно жилое монолитное здание. Пристанищем для них может стать любое место, где они когда-либо жили и впоследствии умерли.

Так и в фильме Стива Бека «Корабль-призрак» более тысячи человек стали заложниками обстоятельств и оказались вынуждены жить вечно на пассажирском лайнере. Спустя десятки лет спасательная команда случайно замечает затерянный корабль и отправляется исследовать его просторы.

«Корабль-призрак» (Ghost Ship, реж. Стив Бек, 2002)

Original size 694x374

«Корабль-призрак» (Ghost Ship, реж. Стив Бек, 2002)

Для «дома на корабле» появление новых гостей ознаменовалось в некоторой степени празднеством. Но не в привычном нам понимании. Для призраков лайнера это событие стало своего рода ритуалом перед возможным освобождением, а сам лайнер как дом захватил в свои объятия каждого зашедшего, стараясь не упустить его.

В этом случае, дом — это не безопасное убежище, а скорее ад для живых и мертвых.

Original size 1920x804

«Винчестер. Дом, который построили призраки» (Winchester: The House that Ghosts Built, реж. Майкл Спириг, Питер Спириг, 2018)

post

«Винчестер. Дом, который построили призраки» (Winchester: The House that Ghosts Built, реж. Майкл Спириг, Питер Спириг, 2018)

Наследница оружейной компании «Винчестер» Сара Винчестер живет одна в лабиринтоподобном семиэтажном доме. Ее цель — устроить засаду для призраков, живущих в этом доме, желающих выжить клан Винчестеров со своей территории.

Original size 1200x628

«Винчестер. Дом, который построили призраки» (Winchester: The House that Ghosts Built, реж. Майкл Спириг, Питер Спириг, 2018)

Original size 1248x510
post

«Астрал. Спуск к дьяволу» (The Painted, реж. Саша Сибли, 2024)

Семья Эльстер получает неожиданный подарок судьбы — старинное поместье от двоюродной сестры. Едва сводя концы с концами, Эльстеры решили, что это знак свыше и наступление начала новой жизни. Однако дом хранит немало секретов и один из них — живые портреты.

Дом как место, сводящее с ума

Порой фантасмагории выходят за пределы вселения обычного ужаса в человека и начинают набирать новые обороты.

Чем мрачнее история дома, тем мистичнее становится это место. Так, появилась классификация домов в хорроре, сводящих своих жильцов с ума, переманивая их на свою сторону зла и мести. Именно в такой ипостаси дом характеризует себя как главный герой в хорроре.

post

«Сияние» (The Shining, реж. Стэнли Кубрик, 1980)

Переезд писателя Джека Торранса с семьей в гостиницу «Оверлук» не предвещал никакой беды. Новая работа, жизнь в пустой гостинице и возможность работы над собственным романом.

Звучит сказочно, но у дома свои планы на жизнь Джека и его семьи. Гостиница «Оверлук» желает видеть себя на первом месте в жизни главного героя, сметая с его помощью на своем пути всех, кто ей как-либо помешает добиться своей цели. Торранс сходит с ума не только из-за силы самого дома и его убранства, но и из-за призраков прошлого, обитающих в нем.

post

«Психиатрическая больница Конджиам» (Gonjiam, реж. Чон Бом-щик, 2018)

Притягательным местом для людей и призраков становятся не только привычные уже дома и отели, но и психиатрические больницы.

В фильме Чон Бом-щика группа энтузиастов решила, что сможет сорвать куш на разоблачении жутких историй о пропаже попавших в больницу людей. Комната 402. 42 пациента, погибших вследствие группового самоубийства. Загадочно-ужасающая по азиатским нормам символика не помешала молодым людям пробраться в «дом призраков». Только они не предугадали, что все истории, рассказанные ранее о больнице, оказались правдой.

Заключение

В визуальной культуре хоррора дом — это небезопасное, чаще всего, место для живого человека.

Исходя из вышеописанного, дом, представленный в фильмах ужасов может быть олицетворением ужаса, местом обитания фантасмагории, а также пространством, которое может свести с ума своего нового живого обитателя.

Фантасмагории жилых пространств норовят затянуть в свои сети безумства, мести и зла. Но тем не менее, они ничто без своего пристанища.

Bibliography
Show
1.

Curtis B. Dark places: the haunted house in film. — Reaktion Books, 2009. (дата обращения: 25.11.2025);

2.

Gass Z. 10 Horror Movies Where A House Is A Character. — Screenrant, 27.09.2022 [Электронный ресурс]. URL: https://screenrant.com/horror-movies-where-a-house-is-a-character/ (дата обращения: 20.11.2025);

3.

Harrison R.P. The Dominion of the Dead (Chicago, il, 2003), p. 40. (дата обращения: 25.11.2025);

4.

Johnson K. The Anthropomorphization of Houses in Film. — 2013. (дата обращения: 25.11.2025);

5.

Pile S. Real cities: modernity, space and the phantasmagorias of city life. — 2005.

6.

Григорусь А. 10 фильмов ужасов, где дом играет главную роль. — Interior+Design, 08.09.2022 [Электронный ресурс]. URL: https://www.interior.ru/art/9458-10-filimov-uzhasov-gde-dom-igraet-glavnuyu-roli.html (дата обращения: 20.11.2025);

7.

Копысов В. Дома и стены убивают: как архитектура становится хоррором. — Кинопоиск, 17.03.2019 [Электронный ресурс]. URL: https://www.kinopoisk.ru/media/article/3225548/ (дата обращения: 20.11.2025).

Image sources
Show
1.

Обложка создана в нейросети Krea AI — https://www.krea.ai/

2.

«Астрал. Спуск к дьяволу» (The Painted, реж. Саша Сибли, 2024). — URL: https://www.kinopoisk.ru/film/5081598/ (дата обращения: 26.11.2025);

3.

«Винчестер. Дом, который построили призраки» (Winchester: The House that Ghosts Built, реж. Майкл Спириг, Питер Спириг, 2018). — URL: https://www.kinopoisk.ru/film/1044592/ (дата обращения: 26.11.2025);

4.

«Дом ночных призраков» (House on Haunted Hill, реж. Уильям Мэлоун, 1999). — URL: https://www.kinopoisk.ru/film/3546/ (дата обращения: 26.11.2025);

5.

«Корабль-призрак» (Ghost Ship, реж. Стив Бек, 2002). — URL: https://www.kinopoisk.ru/film/5901/ (дата обращения: 26.11.2025);

6.

«Обитель теней» (Marrowbone, реж. Серхио Х. Санчес, 2017). — URL: https://www.kinopoisk.ru/film/992500/ (дата обращения: 26.11.2025);

7.

«Призрачный дом» (Goegimaensyon, реж. Чо Ба-рын, 2021). — URL: https://www.kinopoisk.ru/film/4470907/ (дата обращения: 26.11.2025);

8.

«Психиатрическая больница Конджиам» (Gonjiam, реж. Чон Бом-щик, 2018). — URL: https://www.kinopoisk.ru/film/1112153/ (дата обращения: 26.11.2025);

9.

«Психо» (Psycho, реж. Альфред Хичкок, 1960). — URL: https://www.kinopoisk.ru/film/344/ (дата обращения: 26.11.2025);

10.

«Реинкарнация» (Hereditary, реж. Ари Астер, 2018). — URL: https://www.kinopoisk.ru/film/1112132/ (дата обращения: 26.11.2025);

11.

«Сияние» (The Shining, реж. Стэнли Кубрик, 1980). — URL: https://www.kinopoisk.ru/film/409/ (дата обращения: 26.11.2025).

Психогеография ужаса: Образ и роль дома в хоррорах
Confirm your ageProject contains information not suitable for individuals under the age of 18
I am already 18 years old
We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more