Original size 906x1280

Символика животных в шумерском костюме и украшениях

This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes
The project is taking part in the competition

Концепция

Интерес к зооморфной символике в шумерских украшениях связан с уникальной ролью животных в мировоззрении одной из первых цивилизаций человечества. В шумерской культуре животные не были просто частью природного мира — они выступали посредниками между человеком, богами и силами хаоса. Через изображения быков, львов, козлов, птиц и фантастических существ шумеры создавали целую систему визуальных знаков, позволявших выражать статус, религиозные убеждения и магические представления. В связи с этим исследовательский вопрос формулируется так: каким образом животные мотивы в украшениях Шумера отражали мировоззрение, социальную структуру и ритуальную практику общества?

Гипотеза исследования заключается в том, что зооморфные элементы выполняли двойственную функцию: с одной стороны, они служили апотропеями — защитными амулетами, которые человек носил для охраны от злых духов, болезней и неудач; с другой — являлись статусными и сакральными символами, связанными с определёнными божествами или ритуалами. Таким образом, украшения не только эстетически дополняли костюм, но и выражали представление шумеров о связи человека с миром богов и природных сил.

Методология исследования основывается на визуальном анализе артефактов из крупнейших музейных коллекций (Ура, Лагаша, Ниппура), а также на сравнении иконографии животных в разных типах украшений: амулетах, подвесках, диадемах, серьгах, нашивных пластинах. Важным критерием при отборе материала является его точная привязка к раннединастическому периоду Шумера (около 3000–2300 гг. до н. э.), что позволяет избежать смешения с более поздними аккадскими или ассирийскими образами.

Особый интерес вызывает то, что каждый зооморфный образ в шумерском искусстве имел чётко сформированную семантику. Бык символизировал царскую силу, солнечную энергию и власть, часто ассоциировался с богом Уту (Шамашем). Не случайно головы быков украшали лиры, шлемы и культовые предметы — они как бы передавали владельцу мощь небесного покровителя. Лев и львица, в свою очередь, были символами бури, охоты и грозной, необузданной силы. Этот образ тесно связан с богиней Инанной, чей культ был одним из самых значимых в шумерской религии. Львиные фигурки и амулеты могли подчеркивать храбрость, боевой дух или сакральную связь с богиней-покровительницей.

Не менее важны козлы и бараны, связанные с идеями плодородия, роста, обновления природы. Золотые козлы из Ура, подвески в виде рогатых животных или их миниатюрные изображения на диадемах нередко ассоциировались с богами растительности и сельского хозяйства. Эти символы особенно ценны, поскольку отражают экономическую основу шумерской жизни — земледелие и скотоводство.

Выбор материалов также имел огромное значение. Использование золота и лазурита, привозимых из далеких регионов, подчеркивало высокий статус владельца украшения и его связь с храмовым или царским окружением. Обычные амулеты простолюдинов, напротив, изготавливались из керамики, камня или раковины. Интересно, что независимо от стоимости материала семантика изображения животного оставалась неизменной, что подтверждает глубокую укоренённость символики в шумерской ментальности.

Важнейший вывод исследования состоит в том, что шумерские украшения нельзя рассматривать лишь как декоративные элементы. Это сложные культурные тексты, в которых переплетены религиозные представления, социальные иерархии, мифологические образы и магические практики. Зооморфные мотивы в них служили не только отражением окружающего мира, но и инструментом формирования идентичности человека в древнем обществе. Они помогали шумерам «читать» знаки мира — от сил природы до воли богов — и закреплять их в материальных предметах, которые сопровождали их в жизни, ритуале и смерти.

Животные-символы и их функции

Голова быка, золото и лазурит. Лирная маска из царского некрополя Ура (ок. 2450 до н. э., Penn Museum, обр. B17694B)

Original size 882x1280

Образ быка в Шумере ассоциировался с мощью и покровительством бога солнца Шамаша. Такое ювелирное изделие, венчавшее лиру царя или аристократа, символизировало царскую силу и божественную опеку.

Мифологически бык был связан с богом Ан, владыкой небес, и с богом Уту — солнечным покровителем справедливости. Таким образом, украшение с бычьими мотивами визуально подчеркивало принадлежность к космическому порядку и демонстрировало власть человека как посредника между землей и богами. В контексте оберега бык символизировал защиту от хаоса и внешних угроз, а его образ вписывался в идею незыблемости и благополучия.

В женских украшениях бычьи рога использовались как символ плодородия, поскольку считалось, что они концентрируют жизненную энергию природы. Поэтому золотые рогатые амулеты часто сопровождали погребения женщин высокого статуса, защищая их душу на пути в загробный мир.

Original size 1280x642

Львица (лежа), песчаник. Амулет (ок. 2900–2700 до н. э., Met 32.70.140)

Original size 636x1024

Львы охотятся на оленей, быков и коз. Выгравированные таблички

Львица у шумеров считалась «царским охотником» и часто ассоциировалась с богиней Инанной. Открытая пасть и подчеркнутая грива выражают агрессивность и силу животного. Такие фигурки-амулеты могли нести охранную функцию и символизировать воинскую доблесть.

В украшениях львица выполняла функцию боевого оберега. Шумеры верили, что ношение подвески с львицей обеспечивает владельцу способность противостоять врагу, принимать решительные решения, отстоять свой дом или семью. Львиные головы и рельефы иногда помещали на нагрудные элементы одежды или поясные украшения воинов.

В женском костюме львица символизировала аспект Инанны как богини могущественной женской силы. Такие украшения подчёркивали статус, притягательность, а также авторитет женщины внутри религиозной или политической структуры. Львиные мотивы встречаются гораздо реже, чем бычьи, но они всегда использовались в контекстах, связанных с властью и ритуалом.

Original size 1280x929

Животное в анфас (стоя), керамика. Амулет (Сумер, ок. 2600–2500 до н. э., Met 62.70.69)

Original size 400x267

Миниатюрные статуэтки домашних животных (бычки, овцы, птицы и др.) широко использовались как обереги. Находки из Ниппура и Ура показывают, что фигурки тельцов, коров, козлят часто носили на шнурках. Предполагается, что это символизировало плодородие или покровительство богини-матери. Перфорированный «стоячий» амулет мог использоваться как подвеска от сглаза.

Козёл и баран занимали особое место в религиозных ритуалах шумеров, поэтому их изображения часто присутствовали на подвесках, нагрудных украшениях, диадемах и декоративных деталях костюма. Эти животные ассоциировались с богами растительности и урожая, которые обеспечивали изобилие, благополучие и стабильность. Самым известным примером является «Козёл в зарослях» из Ура — яркая золотая фигура, которая символизировала существо, питающееся священным растением жизни.

Для шумеров образ козла был напрямую связан с цикличностью природы: отмирание и возрождение растительности, чередование сезонов и плодородные ритуалы. Поэтому украшения с изображениями козла могли использоваться как элементы ритуального костюма жриц или участников сезонных церемоний.

Баран, в свою очередь, имел значение жизненной силы и способности к обновлению. Бараний рог считался хранилищем энергии, поэтому украшения с этим мотивом носили как амулеты, защищающие организм и усиливающие «внутренний огонь». Такие предметы встречаются как в богатых, так и в более скромных погребениях, что показывает широту его символического влияния.

Original size 1179x1118

Бычок, лазурит. Амулет (Сумер, ок. 3000 до н. э., Met 59.41.45)

Синяя полупрозрачная фигурка тельца с глазками из инкрустации носилась как талисман. Такие бирюзово-лазуритовые амулеты (бёдра или баранчики) встречаются в надписях и археологических отчётах как символ благополучия. Бычок ассоциировался с плодородием и мог приносить удачу скотоводам.

Материалы и техники изготовления

Украшения шумерских вельмож поражают богатством материалов. Часто использовались золото и серебро (привозные, демонстрируют торговые связи), а также полудрагоценные: лазурит, сердолик, агат, бирюза и перламутр.

Например, многоуровневые ожерелья из гольца инкрустированы золотыми втулками и синими бусинами из лазурита

Original size 900x1200

Ожерелье с золотыми и лазуритовыми бусинами (Сумер, ок. 2600–2500 до н. э., Ur)

Золотые цилиндрические втулки чередуются с глубокими лазуритовыми бусинами. Такие сочетания подчёркивали статус владельца и ценность украшения.

Original size 1280x923

Колье-воротник, золото и лазурит. (Ур, Древнединастический III; Met 26.38.13)

Многоярусный золотой воротник с треугольными вставками лазурита и сердолика. Аналогичные золотые вставки обнаружены в погребениях царских супруг на кладбище Ура.

Original size 1280x781

Пара серег-полумесяцев, золото. (Ур, ок. 2600–2500 до н. э., Met 33.35.45)

Две золотые висячие серьги в форме полумесяцев — пример чисто декоративного элемента, который подчёркивал высокий статус. Изделия из золота не встречаются у простых людей, они были царскими или храмовыми регалиями.

Крышка косметического футляра из гробницы Пу-аби (Ур, ок. 2450 г. до н. э., Пенсильванский музей)

Original size 1280x1027

С рельефной сценой: лев, нападающий на барана. Артефакт изготовлен из серебра и раковины с фоном из лазурита. Лев в шумерской символике ассоциируется с богиней Инанной (Иштар) и властью над природой, сцена нападения подчёркивает победу силы над жертвой. Такую «дикую» символику на аксессуарах носили женщины высшего сословия (царевны, жрицы), связывая себя с характеристиками божества войны и любви.

Original size 902x1280

Золотой диадем (венец) царицы Пу-аби (Ур, ок. 2600–2500 гг. до н. э., Пенсильванский музей)

Диадема состоит из 20 золотых листьев (стилизованные финиковые ветви) и двух низок лазурита с сердоликом. Хотя это главным образом флоральный мотив, саму композицию носила верхушка аристократии: листья даты символизируют плодородие и плодоношение (связь с богиней плодородия Инанной), а драгоценные камни подчеркивают богатство и статус владелицы.

0
Original size 800x945

Реконструкция головного убора королевы Пуаби, из The Illustrated London News, 11 августа 1928 года

Социально-религиозный контекст

Украшения с изображениями животных часто найдены в царских гробницах Ура. Здесь любая деталь гардероба имела символическое значение. Например, золотой лиственный венок для чёлки

Original size 1200x946

Диадема из золотых листьев и бус, золото, лазурит, сердолик. Церемониальное украшение головы из царской гробницы Ура (ок. 2600 до н. э.)

Обнаружен на голове жрицы царя (или жрицы Инанны). Сочетание золота с лазуритом и сердоликом подчёркивало богатство и космический смысл (синие бусы — небеса, золотые листья — небесное дерево).

Такие тонкие золотые фольгированные листочки символизировали природу и плодородие, а яркие бусины — богатство церемонии.

Диадемы и нашивные аппликации XVII–XVI веков и раннего династического периода демонстрируют сюжетное разнообразие: фигурки животных, растительные узоры и геометрические мотивы переплетены в одном украшении.

Фрагменты диадемы «Королевы Пуаби», золото и лазурит. (Ур, около 2450 до н. э., коллекция Penn Museum, B16684.71)

Несколько синих нитей лазурита скреплены золотыми подвесками: среди них — бараны, козы, овцы, веточки растения и зерна. Такие рельефные фигурки выполняли роль талисманов плодородия и знаков королевской власти.

Original size 524x386

Детали золотой аппликации с изображением животных и растений (диадема Пуаби, ок. 2450 до н. э., Penn Museum)

Original size 1280x196

Здесь видны головы коз и баранов, колосья пшеницы и созревшие плоды граната — универсальные символы плодородия и благополучия.

Каждая золотая фигурка (бычок, рогатый козёл, веточка) закреплена на фоне синих бус. На нижней части — цепочки-зернь, ассоциирующиеся с зерном и виноградом — также знаком плодородия.

Классификация визуального материала

Животное-символ:

• Бык/корова: сила, плодородие, божественное покровительство (баал Шамаш). Изображения быков-талисманов обеспечивают защиту и власть. • Козёл/баран: пастушество, возрождение (весенние жертвоприношения овец). Часто встречается на церемониальной атрибутике. • Лев/львица: царская охота и власть (богиня Инанна). Львиный мотив подчёркивает королевское происхождение. • Птицы: символы небес и богов; в виде подвесок использовались обереги. • Демонические звери: фантастические существа (напр. крылатый бык) выполняют апотропейную функцию — защищают от зла.

Материал

Золото, серебро (драгоценные металлы — статусные украшения); лазурит, сердолик, агат (имитируют драгоценные камни, но реже достаются только элите); белая раковина и известняк (кусоры амулетов, повсеместный дешёвый материал).

Тип украшения

Ожерелья и воротники (из бусин и подвесок) — обычно статусный элемент; серьги, наручи, диадемы — королевские регалии; амулеты-подвески в форме животных — выполняют обереговую функцию; аппликации и нашивки (металлические пластинки с фигурками) — украшают царские головные уборы и одежду.

Функция

• Общедекоративная: подчёркивает красоту и статус хозяина (ювелирные комплекты из золота и лазурита для царских потех). • Сакрально-ритуальная: используются в обрядах и приношениях богам (включая изображения животных-жертв). • Обереговая: амулеты-животные защищают владельца от злых духов и недугов. • Статусная: изделия из редких материалов (золото, лазурит) и сложной фактуры сигнализируют о высоком социальном положении.

Выводы

Проанализировав визуальный ряд шумерских украшений, можно сделать следующие выводы. Зооморфные мотивы проникнуты религиозным смыслом и социальными функциями: они служат и как символы могущества божеств, и как знаки оберега для человека. Часто одни и те же животные символизируют одновременно власть (царь — «бык») и плодородие (жрец — «теленок»), отражая взаимосвязь религиозной и государственной власти. Материалы украшений (привозные металлы и камни) подчёркивают их важность и указывают на широкие торговые связи Шумера. Сочетание золотых листьев, керамики и полудрагоценностей демонстрирует тонкую символику: золото — солнце, лазурит — небо, моллюск — богиня луны. Таким образом, шумерские украшения — не просто эстетический атрибут, а носители мифологического знания и средства коммуникативной стратегии древнего общества.

Bibliography
Show
1.2.3.4.5.6.7.

Miller N.F. Date sex in Mesopotamia! // Expedition. 1999. Vol.41, № 1. — С. 63–77.

8.

Horne L. Ur and its Treasures // Expedition. 1998. Vol.40, № 1. — С. 66–83.

9.

Hafford W.B. A Spectacular Discovery at Ur // Expedition. 2019. Vol.61, № 2. — С. 22–37.

Символика животных в шумерском костюме и украшениях
We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more