
Рубрикатор:
/концепция /введение /лучистая готика /пламенеющая готика /выводы /источники
Концепция
Готика — это стиль, который впервые появился в архитектуре и искусстве Западной Европы в XII веке и процветал до XVI века. Готика имеет свою уникальную эстетику и философию, которые до сих пор продолжают влиять на современное искусство и культуру.
В архитектуре готика характеризуется высокими и стройными строениями, острыми арками, тонкими колоннами и витражными окнами. Это создает впечатление возвышенности и легкости. Готические храмы и соборы, например, пытались передать ощущение присутствия Божественного.
В искусстве готика часто используются мотивы, связанные с религией, такие как изображения святых, библейские сцены и мученичества. Это стимулировало веру у зрителей.
Готическая архитектура — символическая. Ее основная задача — передача наставления человеку возвыситься духовно. На этапе лучистой готики стремление к богу выражено через гармонию архитектурных форм. Пламенеющая готика же нарушает гармонию. Она более индивидуальна и эмоциональна.
Готика не только является стилем архитектуры и искусства, но также имеет свою теорию и философию, которые пронизывают различные аспекты этого стиля.
Одной из ключевых теорий готики является стремление к возвышенности и духовности. Готические сооружения, такие как соборы и церкви, строились с учетом идеи о создании места, которое пронизано святым и возвышенным. Строгая вертикальность и изящное украшение архитектуры, а также использование витражей и световых эффектов, стремились вызвать у зрителей ощущение благоговения и восхищения перед таинственными и святыми силами.
Другой важной теорией готики является символика и метафоры. В готическом искусстве религиозные и мифологические сюжеты часто изображались в символической форме. Архитектурные элементы, скульптуры и росписи могли иметь глубокий символический смысл, передавать идеи о вере, бессмертии, борьбе добра и зла, судьбе и трансцендентности. Эти символы и метафоры помогали зрителям осознать истины и идеалы, которые превышают обычное человеческое понимание.
Также в готике присутствует теория сакрального пространства. Готические соборы были задуманы и построены с учетом создания особого пространства, которое отделяло мир земной от мира небесного. Открытые пространства, длинные коридоры, подземные крипты и серии капелл создавали ощущение погружения в священную среду. При посещении таких сооружений люди ощущали себя частью чего-то большего и важного, и это помогало им сосредоточиться на духовных и мистических аспектах жизни.
Теории готики не ограничиваются только архитектурой и искусством, они также находят отражение в литературе, музыке и культуре в целом. Готика вдохновляет нас обращаться к высшим идеалам, задаваться вопросами о сущности жизни и мироздания, искать возвышенность и духовное совершенство.
Есть несколько причин по которым я выбрала готику в качестве темы для визуального исследования:
-Готическое искусство и архитектура характеризуются изящностью, элегантностью и интригующей красотой. Высокие арки, резные детали, витражи и узоры — все это создает впечатляющий образ, притягивающий взгляд.
-Глубокий символизм: Готическое искусство пропитано символикой и скрытыми значениями. Каждый декоративный элемент, фигура или сюжет имеют свой смысл и передают определенные идеи. Это вызывает любопытство и вдохновляет людей искать и понимать глубинные значения произведений готического искусства.
-Мистическая и романтическая атмосфера: Готическая эстетика часто ассоциируется с таинственностью, мистикой и романтикой. Она создает атмосферу загадочности, которая привлекает людей, желающих окунуться в мир фантазий и сказок.
-Выражение эмоций и сильных чувств: Готика часто отражает темные стороны человеческой природы — страх, печаль, пылкую страсть. Она позволяет нам погрузиться в глубины эмоций и пережить сильные чувства через искусство.
-Историческое и культурное значение: Готика имеет длительную и богатую историю, связанную с эпохой Средних веков и религиозной культурой того времени. Изучение готической архитектуры и искусства помогает нам понять и оценить историческое, культурное и религиозное наследие наших предков.
Введение
Готика — современное название архитектурного стиля, основанного на каркасной системе строительства. Появившись в XII в. Иль-де-Франс, стиль распространился по Европе, получив там название opus francigenum (франкское творение).
Поскольку эпоха готической архитектуры продолжалась несколько столетий, среди французских исследователей принята следующая периодизация:
1. Gothique primitif (примитивная готика) — примерно 1130–1190 гг.
(Кафедральный собор в Сансе, базилика Сен-Дени) переход от романского стиля к готическому, его распространение на другие территории (например, Кентерберийский собор в Англии);
2. Gothique Classique (классическая готика) — примерно 1190–1240 гг.
Развитие готического стиля, окончание отступление от романских канонов, появление все более высоких строений (Буржский и Шартрский соборы);
3. Gothique rayonnant (лучистая готика) — примерно 1240–1350 гг.
Здания этого периода (часовня Сент-Шапель), достигшие максимальных пропорций отличает поиск оригинальных форм декора;
4. Gothique flamboyant (пылающая готика) — примерно 1350–1500 гг.
Здания этого периода (Церкви Сен-Маклу в Руане, Нотр-Дам в Лувье)отличают изобилие внешних элементов декора в форме пламени.
Лучистая готика
Центральным элементом декора зданий лучистой готики является роза –большое круглое окно, каменный орнамент внутри которого оформлен в виде расходящихся от центра лепестков аналогично тому, как расходятся лучи от солнца. Именно форма окон дала название всему стилю.
Такие окна появились при начатой в 1231 г. перестройке базилики Сен-Дени. Так, на северном трансепте была размещена роза «Древо Иессеево»: из центра, где находится изображение самого Иессея (отца царя Давида), выходят ветви дерева и идут к изображениям пророков Ветхого Завета.
В XIII в. лучистые розы появились и в Соборе Парижской Богоматери. Переплеты Северной и Южной роз, добавленных позже, значительно тоньше и сложнее, чем переплеты Западной розы собора или розы Сен-Дени, что отражается эволюцию стиля лучистой готики.
Важной отличительной чертой зданий лучистой готики является большое залитое светом внутреннее пространство. Этому способствует устремление всей конструкции здания вверх (увеличение его высоты), большое число окон, почти полностью прозрачный верхний ярус нефа. Так, верхняя капелла часовни Сент-Шапель, которая считается венцом развития лучистой готики, представляет собой практически сетку, составленную из витражей, начинающихся очень близко от пола и разделенных только тонкими стойками-горбылями.
К эталонам лучистой готики относят также продольный неф и западный фасад собора Иоанна Крестителя в Страсбурге и собор Святого Стефана в Меце.
Из Франции лучистый стиль распространился и в другие страны Европы.
В Англии его элементы смешивались с типично английским декором и послужили основой местного украшенного стиля готики. Примеры английской лучистой готики — хор ангелов Линкольнского собора, хор Эксетерского собора, хор Святого Августина в Бристольском соборе и Вестминстерское аббатство. Образчиком лучистой готики за пределами Франции является Кельнский собор.
Пламенеющая готика
Эволюция декора в готической архитектуре привела к появлению в нем новых форм. Узоры и орнаменты становились более изощренными, одновременно с этим происходило еще большее утончение опор и усложнение конструкции зданий — все это признаки стиля пламенеющей готики.
Среди конструктивных особенностей зданий пламенеющей готики необходимо отметить продолжение тенденции объединения пространства. Для этого времени характерно строительство зальных храмов, в которых боковые нефы выводили на одинаковую высоту с центральным, а тонкие пучки колонн и огромные окна создавали ощущение единого пространства.
Пламенеющая готика стала логическим продолжением лучистой готики. Характерный криволинейный орнамент встречается на розах часовни Сент-Шапель, и собора Амьенской Богоматери, хотя оба собора принято считать образцами лучистой готики.
Название стиля — пламенеющая готика — обращается к образу пламени, который вызывают вид закрученных по спирали фиалов пинаклей. Данная форма продолжает поиски готических мастеров, стремившихся выразить стремление человека вверх — к Богу. Вслед за самим зданием, в пламенеющей готике ввысь стремятся и элементы декора. Примеры «пламенеющего декора» — западный фасад Руанского собора и особенно фасады Сент-Шапель в Венсенском замке и церкви аббатства Мон-Сен-Мишель (1448 г.).
Характерным орнаментом пламенеющей готики является узор «рыбий пузырь». Скругленный на одном конце и сужающийся на другом наподобие узора пейсли (турецкого огурца, буты), он напоминает каплю или слезу, или же язык пламени. При помощи этого узора оформлены, к примеру, окна Церкви Сен-Северин в Париже.
С появлением «рыбьего пузыря» оконное оформление становится более разнообразным, окружность перестает быть обязательным элементом орнамента. Так, центральный узор Большого Западного окна в Йоркширском соборе выполнен в форме сердца, а узор розы «Око епископа» Линкольнского собора не имеет центра и напоминает два листа.
Образ пламени воспроизводят и распространившиеся в период пламенеющей готики килевидные арки, усиливающие внешний изгиб стрельчатых арок зрелой готики. Одним из распространенных приемов этого стиля является арка-ан-акколада — арка над окном, увенчанная пинаклем, как, например, в церкви Нотр-Дам де Витре.
Кроме орнамента окон усложнился орнамент, образуемый пресечением нервюр. Преимущественно за пределами Франции, особенно в Центральной Европе и Испании появилась тенденция увеличения декоративности за счет дополнительных, не имеющих конструктивного значения вертикальных и диагональных ребер. К примеру, свод с прихотливым сетчатым узором нервюр отличает собор Святой Варвары в городе Кутна-Гора.
Выводы
Готическая архитектура — символическая. Она передает наставление человеку отринуть материальный мир и возвыситься духовно в свете любви, который через окна соборов проливает на него Бог. На разных этапах зодчие открывали все новые и новые средства для выражения этой идеи.
На этапе лучистой готики стремление к Богу выражено через организацию пространства храма и гармонии архитектурных элементов. Розы и их лучистый орнамент имеют совершенную форму — круга. Поиск новых форм декора на этом этапе представляет собой закономерное развитие стиля.
Пламенеющая готика нарушает гармонию зрелой готики и возвращает внимание к форме. Обилие декора позволяет архитекторам по-разному выражать себя. Пламенеющая готика, можно сказать, более индивидуальна и эмоциональна, что приводит к большему многообразию в оформлении зданий и, следовательно, развитию архитектуры в целом.
1. Бартенев И. А. Очерки истории архитектурных стилей / И. А. Бартенев,
В. Н. Батажкова. — Москва: Изобразительное искусство, 1983. — 263 с.
2. Власов В. Г. «Пламенеющая готика» / В. Г. Власов // Власов
В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. —
СПб.: Азбука-Классика. — Т. VII, 2007. — С. 481
3. Кох В. Энциклопедия архитектурных стилей: Классический труд по
европейскому зодчеству от античности до современности / В. Кох; пер. с нем. –
М.: БММ АО, 2005. — 528 с.
4. Панофский Э. Готическая архитектура и схоластика / Э. Панофский //
Богословие в культуре Средневековья. — Киев: Путь к истине, 1992. — с. 53
5. Швидский Д. О. Пылающие соборы. Архитектура готики во Франции
/ Д. О. Швидский // Цикл «История мировой архитектуры»; Отделение
искусствознания и художественной критики РАХ. — 2021. — 8 ноя. –
6. Schurr M. C. Art and architecture: Gothic / M.C. Schurr // The Oxford
Dictionary of the Middle Ages. — Oxford: Oxford University Press, 2010. –
cref-9780198662624-e-0540
7. Wirth J. De l’art français à l’expansion européenne / J. Wirth // L’Histoire.
— 2016. — #419. — https://www.lhistoire.fr/de-lart-fran%C3%A7ais-%C3%A0-
lexpansion-europ%C3%A9enne
12. https://thumbs.dreamstime.com/b/paris-notre-dame-cathedral-south-facade-rose-window-48660200.jpg
14. https://phonoteka.org/uploads/posts/2023-03/1679487923_phonoteka-org-p-gotika-foni-pinterest-59.jpg