
РУБРИКАТОР
I. ВВЕДЕНИЕ II. ПОДВЕСНЫЕ КАМИНЫ III. ЛИНЕЙНЫЕ/ ВСТРОЕННЫЕ КАМИНЫ IV. ОСТРОВНЫЕ КАМИНЫ V. КАМИНЫ КАК ЧАСТЬ МЕБЕЛИ VI. ВЫВОД
ВВЕДЕНИЕ

Rumford Fireplace by Sir Benjamin Tompson | Gyrofocus by Dominique Imbert
Камин — это достаточно устоявшийся в культуре символ домашнего очага. Исторически камин был в первую очередь функциональным элементом интерьера, поддерживающим тепло в помещении и используемый для приготовления пищи. Из его функции уже выходила его форма: прямоугольный портал с камерой сгорания и дымоходом.
Первыми каминами можно назвать ямы, в которых древние люди разводили первые костры. Постепенно камин трансформировался, но не только с точки зрения функциональности, но и его эстетического содержания. Портал начали обильно декорировать и увеличивать в размерах. Теперь он имел эстетическую ценность, отражал статус владельца, становился точкой притяжения в помещении. В античные времена камины могли располагаться по центру помещения, позже, их постепенно перенесли к стене, а позже и в стену.
Однако в XXI веке его роль существенно трансформировалась. В эпоху урбанизации, с развитием технологий, высоких требований к безопасности, плотной застройки и экологическим нормам традиционные дровяные и газовые порталы с дымоходами оказались менее практичны, а иногда и попросту непригодны для современного жилья. Вместе с тем ассоциация «живого огня» в интерьере с уютом осталась. Как результат — возник новый тип камина, который совмещает атмосферность, эстетику, технологичность и практичность. Сегодня премиальный камин — не обязательно массивный портал, обрамлённый кирпичом, мрамором или камнем; зачастую это элемент, лаконично встроенный в современный интерьер, независимо от его спецификации. Это может быть как встроенный в архитектуру объект, так и отдельный центр композиции всей комнаты.
Основной идеей исследование стало: рассмотреть современные премиальные камины в их новой роли, где они за счёт формы, технологии, материала и монтажа — реконструируют значение огня в жилище: из утилитарного элемента в архитектурный и эмоциональный центр интерьера.
Цель исследования — выделить типологии и визуальные приемы, с помощью которых современные дизайнерские и технологические решения в премиальных каминах создают ощущение «нового уюта»; показать, как изменилось место, роль и восприятие очага в интерьере. В качестве ключевых брендов и примеров рассматриваются наиболее популярные компании в сегменте, такие как: Focus Fires, Planica, Cocoon, Rimadesio и др. Исследование будет строится на основе последовательного анализа четырех типологий каминов: подвесные, линейные/ встроенные, островные и камины как часть мебели с точки зрения их форм, функций, материалов, монтажа и влияния на среду.
ПОДВЕСНЫЕ КАМИНЫ
Gyrofocus by Dominique Imbert
Появление подвесных каминов в середине XX века стало радикальным сдвигом в позиционировании камина не только в пространстве, но и визуальным. До 1960-х камин оставался преимущественно архитектурным элементом, жестко привязанным к стене или структурной опоре здания. Переход к подвесным конструкциям изменил не только внешний вид камина, но и его роль и восприятие в пространстве помещения: огонь впервые не просто оказался в центре комнаты, отделённый от стены, а превратился в автономный объект интерьера.
Подвесной камин — это уже не столько источник тепла и утилитарная функция, но визуальный жест, дизайнерская манифестация свободы формы, открытого плана и модернистского подхода, где объект приобрёл пластику и автономность от своей задачи.
Основная идея раздела: рассмотреть, как подвесные камины стали самостоятельным художественным элементом интерьера и как благодаря точной инженерии и лаконичной форме они сформировали новый язык премиального очага.
Gyrofocus by Dominique Imbert | Cocoon Aeris
Пионерами в подвесных каминах стали изделия от французского дизайнера Доминика Имбера, который в 1968 году представил массовому зрителю свой первый подписной камин focus. Сегодня Gyrofocus — икона современного каминного дизайна, а их камин один из самых узнаваемых предметов промышленного дизайна второй половины XX века. Это чистый модернизм: идеальная сферическая форма топки, лаконичный дымовой конус, отсутствие декора. Внешний облик остаётся почти неизменным с 1968 года — и сегодня воспринимается столь же актуально, как и при выходе модели.
Gyrofocus by Dominique Imbert
Gyrofocus by Dominique Imbert
Bathyscafocus by Dominique Imbert | Slimfocus by Dominique Imbert
Источниками вдохновения для дизайнера служил модернизм и минимализм 60х, работы Исаму Ногучи и Жана Арга. Популярные открытые планировки и камины от Доминика Имбера освободили камин от монументальности, позволили ему «летать» в пространстве, задавая новые смыслы очагу внутри дома.
Другим ярким представителем подвесных каминов являются уже изделия XXI века от Cocoon Fireplaces под названием Aeris. Дизайнер Федерико Отеро легче и более воздушен чем дизайн каминов focus. Нас отсылают к некоему «Органическому минимализму». Подвесная конструкция тоньше, а сама форма более сложная и элегантная.
Cocoon Aeris Stainless steel
Cocoon Aeris
Cocoon Aeris Carbon Steel | Stainless Steel
Таким образом камин от Cocoon fireplaces отражает новые тренды премиальных изделий: биоморфные монолитные формы, природная легкость и элегантность. Технология биотоплива позволила избавиться от массивной трубы, а сам камин стал еще больше похож на произведение искусства и скульптуру, нежели на утилитарную систему отопления помещения.
Таким образом подвесные очаги стали первым шагом к полной деконструкции традиционного камина. Они освободили огонь от архитектурного портала и превратили его в центральную скульптуру интерьера, где форма, технологии и эмоциональная составляющая соединяются в едином объекте. Gyrofocus перенёс огонь в пространство модернистского дома, а Aeris — в пространство интерьера XXI века, где роскошь выражается в чистоте линий и свободе от конструктивных ограничений.
ЛИНЕЙНЫЕ/ ВСТРОЕННЫЕ КАМИНЫ
Линейные камины — один из самых ярких символов современного премиального интерьера это камины, в которых огонь перестал быть большой массой и превратился в чистую горизонтальную линию, интегрированную в монолитную плоскость стены или мебели, так как у него больше нет утилитарной функции — согревать помещение. В совокупности с появлением технологий газовых и биокаминов это позволяет использовать огонь как самостоятельную форму и управлять этой формой.
FLA4 by Planika
Одним из ярких производителей линейных каминов, очень близких по стилю к mid century модерну: является Planika. Их характерная особенность в том, что производитель как бы внедряет линию огня напрямую в интерьер, стараясь минимизировать рамки, которые раньше являлись порталом. Так же нельзя не отметить, что камины от Planika кастомизируются и цифровизируются. При заказе доступно множество различных опций, а сам камин имеет тач-скрин и мобильное приложение.
FLA4 by Planika
FLA4 by Planika
Виды FLA4 by Planika
Другой производитель линейных каминов — Ortal. Они используют те же технологии, что и Planika, которые позволяют экспериментировать с формой линии огня и всего портала камина. В их случае, акцент делается уже не на чистую безрамочную линию, а на общую массу всего камина, внутри которой огонь является акцентом. Ortal активно использует стекло, для полного изолирования огня от интерьера. Тем самым огонь все еще интегрирован в интерьер, однако не так «прозрачно», как у Planika.
Front Facing 68H by Ortal
Three sided 75 by Ortal | Wilderness Three Sided 25H by Ortal
Линейные камины смогли «дематериализовать» привычную нам концепцию очага. В них огонь превращается в архитектурный объект, акцентную световую черту, которая формирует атмосферу, пластику и глубину пространства. В отличие от подвесных скульптурных каминов, где огонь выступает как самостоятельный объект, линейные камины создают эффект присутствия через отсутствующее: камина как предмета нет — есть только свет, тепло и ровная линия, встроенная в архитектурную плоскость.
ОСТРОВНЫЕ КАМИНЫ
Если подвесной камин делает огонь автономным объектом в центре комнаты, а линейный превращает его в архитектурную полосу и растворяет в интерьере, то островные и перегородочные камины имеют новую роль: огонь становится инструментом зонирования пространства. Такой камин не просто обогревает и украшает — он создаёт границу или соединение между двумя зонами, работает как полу-прозрачная стена, портал или композиционный стержень. Подобная функция возникает в эпоху открытых планировок, когда стены исчезают, а интерьер требует мягких и универсальных способов разделить пространство без потери света и визуальной глубины. Камин и в частности огонь становятся интересным решением для этой задачи.
Island 130 by Ortal
Traforart предоставляет широкий ассортимент различных островных каминов, как подвесных, так и опорообразующих. Представленные в самых различных вариациях формы, эти объекты дизайна могут вписаться во множество разных интерьеров и играть роль композиционного центра и объединяющего элемента внутри интерьера.
Admento Central | Arlet High Enclosure Central | Diamante Central By Traforant
Admento Central | Ariet High Enclosure Central 3D models by Traforant
Уже упомянутые Planika и Ortal предлагают решения, где камин создает портал в стене, тем самым объединяя пространства соседних помещений.
Ortel Tunnel | Planika Pillar
LEA 998 by JC Bordelet
Островные и перегородочные камины демонстрируют, трансформация роли камина меняет его функцию. Из утилитарного объекта он превращается в пространственный инструмент, который формирует планировку, делит пространство, создаёт динамику и визуальные связи в помещении. Это — камины не только для украшения, а так же для пространственного проектирования: они работают как мягкие стены, прозрачные порталы и световые объекты, формирующие характер современного премиального интерьера.
ВЫВОД
Современный премиальный камин прошёл путь от массивного викторианского портала к автономной скульптуре, линии в интерьере и пространственному инструменту. Эта эволюция отражает изменения в понимании роскоши: вместо материальной тяжести — лёгкость, вместо декора — чистота линий, вместо утилитарности — эмоциональная и пространственная функция. Камин XXI века — это точка концентрации атмосферы, объект дизайна, в первую очередь укомплектовывающий интерьер эстетически, а не утилитарно.
История каминов [Электронный ресурс]. –.http://tgsiv.ru/uploads/Kursach/New/Istoria_PZ.pdf (дата обращения: 26.11.2025).
История каминов. Видеообзор [Электронный ресурс]. — URL:https://www.youtube.com/watch?v=sXeIiXlkP9o (дата обращения: 26.11.2025).
Авторские камины Доминика Имберта [Электронный ресурс] // Kamin-sklad.ru. –https://kamin-sklad.ru/articles/kaminnye-topki/avtorskie-kaminy-dominika-imberta/ (дата обращения: 26.11.2025).
5 проектов Исаму Ногути [Электронный ресурс] // Skillbox. –https://skillbox.ru/media/design/5-proektov-isamu-noguchi/ (дата обращения: 26.11.2025).
Исаму Ногути: мастер молчаливой формы [Электронный ресурс] // Interior.ru. –
https://www.interior.ru/design/3902-isamu-noguchi-master-molchalivoj-formy.html (дата обращения: 26.11.2025).
Isamu Noguchi Museum and Garden [Электронный ресурс]. — URL: https://www.noguchi.org (дата обращения: 26.11.2025).
Пьер Гариш: универсал французского модернизма [Электронный ресурс] // Interior.ru. –https://www.interior.ru/education/geroi-dizaina/8526-p-er-garish-universal-frantsuzskogo-modernizma.html (дата обращения: 26.11.2025).
How Planika Was Invented [Электронный ресурс] // Planika Fires. — URL:https://www.planikafires.it/how-planika-was-invented/ (дата обращения: 26.11.2025).
Бхаскаран Л. Д. Дизайн и время [Электронный ресурс]. — 2006. –https://psv4.userapi.com/s/v1/d/8xKWHQyaZxlkV7z-S4TF0_YRJO3gPahLpxxt4QaDUrpgv6snNo4ZBEr2deS8YobDYF-KPuDeMziqQixlUiKQR0WL243DrBbTFdvaOJhxrO-wOTJf/Bkhaskaran_L_Dizayn_i_vremya_2006__pro_stili.pdf(дата обращения: 26.11.2025).
Теория дизайна: учебное пособие [Электронный ресурс]. –https://psv4.userapi.com/s/v1/d/9hZuwVVNtMBe9wTL9DyXceyFXZOxUeIJ0FHLNh0WtffmI_sFX_0mPX3WE6qbZ-hI58Enm68M7RgS4D3ulNMHiC9rh1XlUxjp9JMKJvf--k8KgtpF/Teoria_Dizayna.pdf
(дата обращения: 26.11.2025).
Rumford fireplace [Электронный ресурс]. –https://en.wikipedia.org/wiki/Rumford_fireplace (дата обращения: 26.11.2025).Изображение: Rumford Fireplace Alcove [Электронный ресурс]. — URL:https://en.wikipedia.org/wiki/Rumford_fireplace#/media/File: RumfordFireplaceAlc1.jpg (дата обращения: 26.11.2025).
2.Жан Арп: биография и работы художника [Электронный ресурс] // Allpainters.ru. –https://allpainters.ru/arp-zhan-01.html (дата обращения: 26.11.2025).
Cocoon Fires — Official Website [Электронный ресурс]. — URL:https://cocoonfires.com (дата обращения: 26.11.2025).
Focus Fireplaces: Collections [Электронный ресурс]. –https://www.focus-creation.cn/en/collections (дата обращения: 26.11.2025).
Planika Fires. Sinatra Gas Fireplace [Электронный ресурс]. — URL:https://planikafires.com/indoor-gas-fireplaces/sinatra/(дата обращения: 26.11.2025).
Ortal Heat. Tunnel Series Fireplaces [Электронный ресурс]. –https://www.ortalheat.com/fireplaces/Tunnel(дата обращения: 26.11.2025).
Traforart. Product Collection [Электронный ресурс]. — URL:https://traforart.net/en/productos/ (дата обращения: 26.11.2025).
Stûv 30 Compact — Wood Burning Stove [Электронный ресурс]. –https://www.stuv.com/en/wood-burning-stove/stuv-30-compact(дата обращения: 26.11.2025).
JC Bordelet. Our Inspirations [Электронный ресурс]. — URL: https://www.bordelet.com/en/our-inspirations/ (дата обращения: 26.11.2025).