Original size 2280x3200

Современный камин как символ эстетического и эмоционального центра

PROTECT STATUS: not protected
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes
The project is taking part in the competition

РУБРИКАТОР

I. ВВЕДЕНИЕ II. ПОДВЕСНЫЕ КАМИНЫ III. ЛИНЕЙНЫЕ/ ВСТРОЕННЫЕ КАМИНЫ IV. ОСТРОВНЫЕ КАМИНЫ V. КАМИНЫ КАК ЧАСТЬ МЕБЕЛИ VI. ВЫВОД

ВВЕДЕНИЕ

big
Original size 2480x1350

Rumford Fireplace by Sir Benjamin Tompson | Gyrofocus by Dominique Imbert

Камин — это достаточно устоявшийся в культуре символ домашнего очага. Исторически камин был в первую очередь функциональным элементом интерьера, поддерживающим тепло в помещении и используемый для приготовления пищи. Из его функции уже выходила его форма: прямоугольный портал с камерой сгорания и дымоходом.

Первыми каминами можно назвать ямы, в которых древние люди разводили первые костры. Постепенно камин трансформировался, но не только с точки зрения функциональности, но и его эстетического содержания. Портал начали обильно декорировать и увеличивать в размерах. Теперь он имел эстетическую ценность, отражал статус владельца, становился точкой притяжения в помещении. В античные времена камины могли располагаться по центру помещения, позже, их постепенно перенесли к стене, а позже и в стену.

Однако в XXI веке его роль существенно трансформировалась. В эпоху урбанизации, с развитием технологий, высоких требований к безопасности, плотной застройки и экологическим нормам традиционные дровяные и газовые порталы с дымоходами оказались менее практичны, а иногда и попросту непригодны для современного жилья. Вместе с тем ассоциация «живого огня» в интерьере с уютом осталась. Как результат — возник новый тип камина, который совмещает атмосферность, эстетику, технологичность и практичность. Сегодня премиальный камин — не обязательно массивный портал, обрамлённый кирпичом, мрамором или камнем; зачастую это элемент, лаконично встроенный в современный интерьер, независимо от его спецификации. Это может быть как встроенный в архитектуру объект, так и отдельный центр композиции всей комнаты.

Основной идеей исследование стало: рассмотреть современные премиальные камины в их новой роли, где они за счёт формы, технологии, материала и монтажа — реконструируют значение огня в жилище: из утилитарного элемента в архитектурный и эмоциональный центр интерьера.

Цель исследования — выделить типологии и визуальные приемы, с помощью которых современные дизайнерские и технологические решения в премиальных каминах создают ощущение «нового уюта»; показать, как изменилось место, роль и восприятие очага в интерьере. В качестве ключевых брендов и примеров рассматриваются наиболее популярные компании в сегменте, такие как: Focus Fires, Planica, Cocoon, Rimadesio и др. Исследование будет строится на основе последовательного анализа четырех типологий каминов: подвесные, линейные/ встроенные, островные и камины как часть мебели с точки зрения их форм, функций, материалов, монтажа и влияния на среду.

ПОДВЕСНЫЕ КАМИНЫ

Original size 2480x1300

Gyrofocus by Dominique Imbert

Появление подвесных каминов в середине XX века стало радикальным сдвигом в позиционировании камина не только в пространстве, но и визуальным. До 1960-х камин оставался преимущественно архитектурным элементом, жестко привязанным к стене или структурной опоре здания. Переход к подвесным конструкциям изменил не только внешний вид камина, но и его роль и восприятие в пространстве помещения: огонь впервые не просто оказался в центре комнаты, отделённый от стены, а превратился в автономный объект интерьера.

Подвесной камин — это уже не столько источник тепла и утилитарная функция, но визуальный жест, дизайнерская манифестация свободы формы, открытого плана и модернистского подхода, где объект приобрёл пластику и автономность от своей задачи.

Основная идея раздела: рассмотреть, как подвесные камины стали самостоятельным художественным элементом интерьера и как благодаря точной инженерии и лаконичной форме они сформировали новый язык премиального очага.

Original size 4960x2700

Gyrofocus by Dominique Imbert | Cocoon Aeris

Пионерами в подвесных каминах стали изделия от французского дизайнера Доминика Имбера, который в 1968 году представил массовому зрителю свой первый подписной камин focus. Сегодня Gyrofocus — икона современного каминного дизайна, а их камин один из самых узнаваемых предметов промышленного дизайна второй половины XX века. Это чистый модернизм: идеальная сферическая форма топки, лаконичный дымовой конус, отсутствие декора. Внешний облик остаётся почти неизменным с 1968 года — и сегодня воспринимается столь же актуально, как и при выходе модели.

Original size 4960x2600

Gyrofocus by Dominique Imbert

Original size 4960x2700

Gyrofocus by Dominique Imbert

Original size 4960x2700

Bathyscafocus by Dominique Imbert | Slimfocus by Dominique Imbert

Источниками вдохновения для дизайнера служил модернизм и минимализм 60х, работы Исаму Ногучи и Жана Арга. Популярные открытые планировки и камины от Доминика Имбера освободили камин от монументальности, позволили ему «летать» в пространстве, задавая новые смыслы очагу внутри дома.

Другим ярким представителем подвесных каминов являются уже изделия XXI века от Cocoon Fireplaces под названием Aeris. Дизайнер Федерико Отеро легче и более воздушен чем дизайн каминов focus. Нас отсылают к некоему «Органическому минимализму». Подвесная конструкция тоньше, а сама форма более сложная и элегантная.

Original size 2480x1300

Cocoon Aeris Stainless steel

Original size 4960x2700

Cocoon Aeris

Original size 2480x1350

Cocoon Aeris Carbon Steel | Stainless Steel

Таким образом камин от Cocoon fireplaces отражает новые тренды премиальных изделий: биоморфные монолитные формы, природная легкость и элегантность. Технология биотоплива позволила избавиться от массивной трубы, а сам камин стал еще больше похож на произведение искусства и скульптуру, нежели на утилитарную систему отопления помещения.

Таким образом подвесные очаги стали первым шагом к полной деконструкции традиционного камина. Они освободили огонь от архитектурного портала и превратили его в центральную скульптуру интерьера, где форма, технологии и эмоциональная составляющая соединяются в едином объекте. Gyrofocus перенёс огонь в пространство модернистского дома, а Aeris — в пространство интерьера XXI века, где роскошь выражается в чистоте линий и свободе от конструктивных ограничений.

ЛИНЕЙНЫЕ/ ВСТРОЕННЫЕ КАМИНЫ

Линейные камины — один из самых ярких символов современного премиального интерьера это камины, в которых огонь перестал быть большой массой и превратился в чистую горизонтальную линию, интегрированную в монолитную плоскость стены или мебели, так как у него больше нет утилитарной функции — согревать помещение. В совокупности с появлением технологий газовых и биокаминов это позволяет использовать огонь как самостоятельную форму и управлять этой формой.

Original size 2480x1300

FLA4 by Planika

Одним из ярких производителей линейных каминов, очень близких по стилю к mid century модерну: является Planika. Их характерная особенность в том, что производитель как бы внедряет линию огня напрямую в интерьер, стараясь минимизировать рамки, которые раньше являлись порталом. Так же нельзя не отметить, что камины от Planika кастомизируются и цифровизируются. При заказе доступно множество различных опций, а сам камин имеет тач-скрин и мобильное приложение.

Original size 2480x1350

FLA4 by Planika

Original size 2480x1350

FLA4 by Planika

Original size 2480x1350

Виды FLA4 by Planika

Другой производитель линейных каминов — Ortal. Они используют те же технологии, что и Planika, которые позволяют экспериментировать с формой линии огня и всего портала камина. В их случае, акцент делается уже не на чистую безрамочную линию, а на общую массу всего камина, внутри которой огонь является акцентом. Ortal активно использует стекло, для полного изолирования огня от интерьера. Тем самым огонь все еще интегрирован в интерьер, однако не так «прозрачно», как у Planika.

Original size 2480x1300

Front Facing 68H by Ortal

Original size 4960x2700

Three sided 75 by Ortal | Wilderness Three Sided 25H by Ortal

Линейные камины смогли «дематериализовать» привычную нам концепцию очага. В них огонь превращается в архитектурный объект, акцентную световую черту, которая формирует атмосферу, пластику и глубину пространства. В отличие от подвесных скульптурных каминов, где огонь выступает как самостоятельный объект, линейные камины создают эффект присутствия через отсутствующее: камина как предмета нет — есть только свет, тепло и ровная линия, встроенная в архитектурную плоскость.

ОСТРОВНЫЕ КАМИНЫ

Если подвесной камин делает огонь автономным объектом в центре комнаты, а линейный превращает его в архитектурную полосу и растворяет в интерьере, то островные и перегородочные камины имеют новую роль: огонь становится инструментом зонирования пространства. Такой камин не просто обогревает и украшает — он создаёт границу или соединение между двумя зонами, работает как полу-прозрачная стена, портал или композиционный стержень. Подобная функция возникает в эпоху открытых планировок, когда стены исчезают, а интерьер требует мягких и универсальных способов разделить пространство без потери света и визуальной глубины. Камин и в частности огонь становятся интересным решением для этой задачи.

Original size 4960x2600

Island 130 by Ortal

Traforart предоставляет широкий ассортимент различных островных каминов, как подвесных, так и опорообразующих. Представленные в самых различных вариациях формы, эти объекты дизайна могут вписаться во множество разных интерьеров и играть роль композиционного центра и объединяющего элемента внутри интерьера.

Original size 2480x1350

Admento Central | Arlet High Enclosure Central | Diamante Central By Traforant

Original size 2480x1350

Admento Central | Ariet High Enclosure Central 3D models by Traforant

Уже упомянутые Planika и Ortal предлагают решения, где камин создает портал в стене, тем самым объединяя пространства соседних помещений.

Original size 2480x1350

Ortel Tunnel | Planika Pillar

Original size 2480x1300

LEA 998 by JC Bordelet

Островные и перегородочные камины демонстрируют, трансформация роли камина меняет его функцию. Из утилитарного объекта он превращается в пространственный инструмент, который формирует планировку, делит пространство, создаёт динамику и визуальные связи в помещении. Это — камины не только для украшения, а так же для пространственного проектирования: они работают как мягкие стены, прозрачные порталы и световые объекты, формирующие характер современного премиального интерьера.

ВЫВОД

Современный премиальный камин прошёл путь от массивного викторианского портала к автономной скульптуре, линии в интерьере и пространственному инструменту. Эта эволюция отражает изменения в понимании роскоши: вместо материальной тяжести — лёгкость, вместо декора — чистота линий, вместо утилитарности — эмоциональная и пространственная функция. Камин XXI века — это точка концентрации атмосферы, объект дизайна, в первую очередь укомплектовывающий интерьер эстетически, а не утилитарно.

Bibliography
Show
1.

История каминов [Электронный ресурс]. –.http://tgsiv.ru/uploads/Kursach/New/Istoria_PZ.pdf (дата обращения: 26.11.2025).

2.

История каминов. Видеообзор [Электронный ресурс]. — URL:https://www.youtube.com/watch?v=sXeIiXlkP9o (дата обращения: 26.11.2025).

3.

Авторские камины Доминика Имберта [Электронный ресурс] // Kamin-sklad.ru. –https://kamin-sklad.ru/articles/kaminnye-topki/avtorskie-kaminy-dominika-imberta/ (дата обращения: 26.11.2025).

4.

5 проектов Исаму Ногути [Электронный ресурс] // Skillbox. –https://skillbox.ru/media/design/5-proektov-isamu-noguchi/ (дата обращения: 26.11.2025).

5.

Исаму Ногути: мастер молчаливой формы [Электронный ресурс] // Interior.ru. –

6.7.

Isamu Noguchi Museum and Garden [Электронный ресурс]. — URL: https://www.noguchi.org (дата обращения: 26.11.2025).

8.

Пьер Гариш: универсал французского модернизма [Электронный ресурс] // Interior.ru. –https://www.interior.ru/education/geroi-dizaina/8526-p-er-garish-universal-frantsuzskogo-modernizma.html (дата обращения: 26.11.2025).

9.

How Planika Was Invented [Электронный ресурс] // Planika Fires. — URL:https://www.planikafires.it/how-planika-was-invented/ (дата обращения: 26.11.2025).

10.

Бхаскаран Л. Д. Дизайн и время [Электронный ресурс]. — 2006. –https://psv4.userapi.com/s/v1/d/8xKWHQyaZxlkV7z-S4TF0_YRJO3gPahLpxxt4QaDUrpgv6snNo4ZBEr2deS8YobDYF-KPuDeMziqQixlUiKQR0WL243DrBbTFdvaOJhxrO-wOTJf/Bkhaskaran_L_Dizayn_i_vremya_2006__pro_stili.pdf(дата обращения: 26.11.2025).

11.12.

(дата обращения: 26.11.2025).

Image sources
Show
1.

Rumford fireplace [Электронный ресурс]. –https://en.wikipedia.org/wiki/Rumford_fireplace (дата обращения: 26.11.2025).Изображение: Rumford Fireplace Alcove [Электронный ресурс]. — URL:https://en.wikipedia.org/wiki/Rumford_fireplace#/media/File: RumfordFireplaceAlc1.jpg (дата обращения: 26.11.2025).

2.

2.Жан Арп: биография и работы художника [Электронный ресурс] // Allpainters.ru. –https://allpainters.ru/arp-zhan-01.html (дата обращения: 26.11.2025).

3.

Cocoon Fires — Official Website [Электронный ресурс]. — URL:https://cocoonfires.com (дата обращения: 26.11.2025).

4.

Focus Fireplaces: Collections [Электронный ресурс]. –https://www.focus-creation.cn/en/collections (дата обращения: 26.11.2025).

5.

Planika Fires. Sinatra Gas Fireplace [Электронный ресурс]. — URL:https://planikafires.com/indoor-gas-fireplaces/sinatra/(дата обращения: 26.11.2025).

6.

Ortal Heat. Tunnel Series Fireplaces [Электронный ресурс]. –https://www.ortalheat.com/fireplaces/Tunnel(дата обращения: 26.11.2025).

7.

Traforart. Product Collection [Электронный ресурс]. — URL:https://traforart.net/en/productos/ (дата обращения: 26.11.2025).

8.

Stûv 30 Compact — Wood Burning Stove [Электронный ресурс]. –https://www.stuv.com/en/wood-burning-stove/stuv-30-compact(дата обращения: 26.11.2025).

9.

JC Bordelet. Our Inspirations [Электронный ресурс]. — URL: https://www.bordelet.com/en/our-inspirations/ (дата обращения: 26.11.2025).

Современный камин как символ эстетического и эмоционального центра
We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more