Original size 1140x1600

Статика и динамика в анимации Саши Свирского

PROTECT STATUS: not protected
136
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes

Концепция

Саша Свирский — русский аниматор-самоучка, начавший свой путь в 2008 году. Мне всегда нравились его мультфильмы из-за экспериментов с техниками, повествованием, звуком… да по сути со всем. И я решил ознакомиться со всем творчеством автора. После просмотра большинства его работ я понял, что меня крайне поражает то, как он создаёт просто бешеную динамику, используя практически статические изображения. Вы редко заметите в его работах персонажей, которые машут руками или двигают ногами, однако они обязательно будут мерцать, превращаться в бесформенное пятно, возвращаться в свою обычную форму, исчезать и появляться снова.

Говоря о мультипликации, обычно используют слова «анимационный фильм» и «мультфильм», которые будто бы сразу обозначают связь с фильмами. То есть обычно имеется в виду, что анимация — это фильмы, просто нарисованные, а не снятые на камеру. Мне кажется, что такой взгляд ограничивает наши ожидания и наше понимание анимации, из-за чего становится сложнее выделять особенности анимации как медиума. Таким образом мультипликация становится как бы придатком к кинематографу, а не отдельным видом искусства, которым она является. При рассмотрении мультипликации с такой точки зрения легко подумать, что единственное важное различие между live-action фильмами и анимационными фильмами (кроме «нарисованности» вторых) состоит в том, что в анимации возможно изобразить выдуманные миры и выдуманных персонажей. Однако важно изучать и другие особенности анимации, чтобы лучше понимать медиум и лучше осознавать его идентичность среди других медиа.

Когда же смотришь работы Саши Свирского, разница между мультфильмами и live-action фильмами становится чётко видна. Его анимационные работы больше напоминают серию анимированных коллажей, чем связную историю. В них всё работает не так, как в большинстве фильмов: движения более рваные, чёткий сюжет часто отсутствует и уступает место размытым графическим образам, которые выражают эмоции и чувства, сложновыразимые другими художественными средствами и приёмами. Разница между его мультипликационными работами и кинематографом напоминает разницу между прозой и поэзией. Мультфильмы Саши отличаются уникальными эстетикой и поэтикой. Я считаю, что тщательно изучив его творчество, мы сможем хоть немного приблизиться к лучшему пониманию языка анимации. В данном исследовании я разберу приёмы, с помощью которых Саше Свирскому удаётся достичь эффекта, когда из множества статических элементов создаётся динамика. Объектом исследования в основном станут короткометражные мультфильмы автора, но также в исследовании будут использованы некоторые музыкальные клипы, выполненные аниматором.

«Дрожащие» контуры

«Дрожащие контуры» — один из самых частых приёмов, который использует Саша Свирский. Он позволяет создать иллюзию того, что статическое изображение не просто находится на одном месте, а как-то меняется и живёт своей жизнью.

Original size 2480x720
Original size 2480x720

«Gda-Gda», Аниматор: Саша Свирский, 2015 год

Может показаться, что 4 картинки сверху одинаковые, но это не так. Гифка снизу — фрагмент мультфильма, откуда они взяты.

Original size 1280x720

«Gda-Gda», Аниматор: Саша Свирский, 2015 год

Original size 1280x720

«Би-2 — Птица на подоконнике», Аниматор: Саша Свирский, 2016 год

Original size 1280x720

«Про бабу, которая хотела улететь», Аниматор: Саша Свирский, 2018 год

Original size 1280x720

«Про бабу, которая хотела улететь», Аниматор: Саша Свирский, 2018 год

Original size 1280x720

«Про бабу, которая хотела улететь», Аниматор: Саша Свирский, 2018 год

Original size 1280x720

«Девственный ветер», Аниматор: Саша Свирский, 2018 год

Original size 1280x720

Иногда дрожат не только контуры. «Прямая речь», Аниматор: Саша Свирский, 2013 год

Изменение формы

Также в произведениях автора предметы часто не имеют чёткой формы. Они постоянно изменяются, что ещё больше оживляет картинку.

Original size 1280x720

«Ка-тет feat. Oxxxymiron — Машина Прогресса», Аниматор: Саша Свирский, 2017 год

Original size 1280x720

«Девственный ветер», Аниматор: Саша Свирский, 2018 год

Original size 1280x720

«Муравьиные песни», Аниматор: Саша Свирский, 2015 год

Original size 1280x720

«Прямая речь», Аниматор: Саша Свирский, 2013 год

Original size 1280x720

«9 способов нарисовать человека», Аниматор: Саша Свирский, 2016 год

Постоянство формы

Парадоксально, но Свирский часто пользуется и обратным приёмом — его персонажи не меняют свою форму в моменты, когда вроде бы должны. Например, человек может идти, не двигая конечностями. Или корова может просто телепортироваться. Движения становятся более рваными, у них появляется характер.

Original size 1280x720

Персонаж говорит, но при этом не двигает ртом. «Прямая речь», Аниматор: Саша Свирский, 2013 год

Original size 1280x720

Персонаж ходит, но не двигает руками и ногами. «Прямая речь», Аниматор: Саша Свирский, 2013 год

Original size 1280x720

Персонаж ходит и умирает без движений частями тела. «Gda-Gda», Аниматор: Саша Свирский, 2015 год

Original size 1280x720

Телепортирующаяся корова. «Про бабу, которая хотела улететь», Аниматор: Саша Свирский, 2018 год

Original size 1280x720

Миграция статичных муравьёв. «Муравьиные песни», Аниматор: Саша Свирский, 2015 год

Мерцание

Во многих мультфильмах Саши Свирского есть сцены, где что-нибудь мерцает. Иногда мерцает фон, иногда персонажи, а иногда всё вместе. Таким образом мерцающие элементы резко контрастируют со статическими и создают иллюзию движения.

Original size 1280x720

Мерцающий фон в «Gda-Gda», Аниматор: Саша Свирский, 2015 год

Original size 1280x720

Быстрая смена изображений в «Мирс Пирс», Аниматор: Саша Свирский, 2009 год

Original size 1280x720

Мерцающие изображения в «Про бабу, которая хотела улететь», Аниматор: Саша Свирский, 2018 год

Original size 1280x720

«Би-2 — Птица на подоконнике», Аниматор: Саша Свирский, 2016 год

Original size 1280x720

«Девственный ветер», Аниматор: Саша Свирский, 2018 год

Original size 1280x720

«9 способов нарисовать человека», Аниматор: Саша Свирский, 2016 год

Original size 1280x720

«Ка-тет feat. Oxxxymiron — Машина Прогресса», Аниматор: Саша Свирский, 2017 год

Original size 1280x720

«Муравьиные песни», Аниматор: Саша Свирский, 2015 год

Постепенное появление элементов

Постепенное появление элементов позволяет зрителю насладиться не только самой композицией, но и её построением.

Original size 654x480

«Мирс Пирс», Аниматор: Саша Свирский, 2009 год

Original size 1280x720

«Би-2 — Птица на подоконнике», Аниматор: Саша Свирский, 2016 год

Original size 1280x720

«Ка-тет feat. Oxxxymiron — Машина Прогресса», Аниматор: Саша Свирский, 2017 год

Original size 724x530

«Бандиты», Аниматор: Саша Свирский, 2008 год

Заключение

Изучив творчество Саши Свирского, можно заметить, что даже самые простые и незаметные приёмы могут очень сильно оживить изображение и придать ему новое значение.

Bibliography
1.

SASHA SVIRSKY // SASHA SVIRSKY URL: https://www.sashasvirsky.ru/ (дата обращения: 23.05.2023).

Image sources
Show
1.

«Бандиты», Аниматор: Саша Свирский, 2008 год

2.

«Мирс Пирс», Аниматор: Саша Свирский, 2009 год

3.

«Прямая речь», Аниматор: Саша Свирский, 2013 год

4.

«Gda-Gda», Аниматор: Саша Свирский, 2015 год

5.

«Муравьиные песни», Аниматор: Саша Свирский, 2015 год

6.

«9 способов нарисовать человека», Аниматор: Саша Свирский, 2016 год

7.

«Би-2 — Птица на подоконнике», Аниматор: Саша Свирский, 2016 год

8.

«Ка-тет feat. Oxxxymiron — Машина Прогресса», Аниматор: Саша Свирский, 2017 год

9.

«Про бабу, которая хотела улететь», Аниматор: Саша Свирский, 2018 год

10.

«Девственный ветер», Аниматор: Саша Свирский, 2018 год

Статика и динамика в анимации Саши Свирского
136
We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more