
Концепция
Саша Свирский — русский аниматор-самоучка, начавший свой путь в 2008 году. Мне всегда нравились его мультфильмы из-за экспериментов с техниками, повествованием, звуком… да по сути со всем. И я решил ознакомиться со всем творчеством автора. После просмотра большинства его работ я понял, что меня крайне поражает то, как он создаёт просто бешеную динамику, используя практически статические изображения. Вы редко заметите в его работах персонажей, которые машут руками или двигают ногами, однако они обязательно будут мерцать, превращаться в бесформенное пятно, возвращаться в свою обычную форму, исчезать и появляться снова.
Говоря о мультипликации, обычно используют слова «анимационный фильм» и «мультфильм», которые будто бы сразу обозначают связь с фильмами. То есть обычно имеется в виду, что анимация — это фильмы, просто нарисованные, а не снятые на камеру. Мне кажется, что такой взгляд ограничивает наши ожидания и наше понимание анимации, из-за чего становится сложнее выделять особенности анимации как медиума. Таким образом мультипликация становится как бы придатком к кинематографу, а не отдельным видом искусства, которым она является. При рассмотрении мультипликации с такой точки зрения легко подумать, что единственное важное различие между live-action фильмами и анимационными фильмами (кроме «нарисованности» вторых) состоит в том, что в анимации возможно изобразить выдуманные миры и выдуманных персонажей. Однако важно изучать и другие особенности анимации, чтобы лучше понимать медиум и лучше осознавать его идентичность среди других медиа.
Когда же смотришь работы Саши Свирского, разница между мультфильмами и live-action фильмами становится чётко видна. Его анимационные работы больше напоминают серию анимированных коллажей, чем связную историю. В них всё работает не так, как в большинстве фильмов: движения более рваные, чёткий сюжет часто отсутствует и уступает место размытым графическим образам, которые выражают эмоции и чувства, сложновыразимые другими художественными средствами и приёмами. Разница между его мультипликационными работами и кинематографом напоминает разницу между прозой и поэзией. Мультфильмы Саши отличаются уникальными эстетикой и поэтикой. Я считаю, что тщательно изучив его творчество, мы сможем хоть немного приблизиться к лучшему пониманию языка анимации. В данном исследовании я разберу приёмы, с помощью которых Саше Свирскому удаётся достичь эффекта, когда из множества статических элементов создаётся динамика. Объектом исследования в основном станут короткометражные мультфильмы автора, но также в исследовании будут использованы некоторые музыкальные клипы, выполненные аниматором.
«Дрожащие» контуры
«Дрожащие контуры» — один из самых частых приёмов, который использует Саша Свирский. Он позволяет создать иллюзию того, что статическое изображение не просто находится на одном месте, а как-то меняется и живёт своей жизнью.
Может показаться, что 4 картинки сверху одинаковые, но это не так. Гифка снизу — фрагмент мультфильма, откуда они взяты.
Изменение формы
Также в произведениях автора предметы часто не имеют чёткой формы. Они постоянно изменяются, что ещё больше оживляет картинку.
Постоянство формы
Парадоксально, но Свирский часто пользуется и обратным приёмом — его персонажи не меняют свою форму в моменты, когда вроде бы должны. Например, человек может идти, не двигая конечностями. Или корова может просто телепортироваться. Движения становятся более рваными, у них появляется характер.
Мерцание
Во многих мультфильмах Саши Свирского есть сцены, где что-нибудь мерцает. Иногда мерцает фон, иногда персонажи, а иногда всё вместе. Таким образом мерцающие элементы резко контрастируют со статическими и создают иллюзию движения.
Постепенное появление элементов
Постепенное появление элементов позволяет зрителю насладиться не только самой композицией, но и её построением.
Заключение
Изучив творчество Саши Свирского, можно заметить, что даже самые простые и незаметные приёмы могут очень сильно оживить изображение и придать ему новое значение.
SASHA SVIRSKY // SASHA SVIRSKY URL: https://www.sashasvirsky.ru/ (дата обращения: 23.05.2023).
«Бандиты», Аниматор: Саша Свирский, 2008 год
«Мирс Пирс», Аниматор: Саша Свирский, 2009 год
«Прямая речь», Аниматор: Саша Свирский, 2013 год
«Gda-Gda», Аниматор: Саша Свирский, 2015 год
«Муравьиные песни», Аниматор: Саша Свирский, 2015 год
«9 способов нарисовать человека», Аниматор: Саша Свирский, 2016 год
«Би-2 — Птица на подоконнике», Аниматор: Саша Свирский, 2016 год
«Ка-тет feat. Oxxxymiron — Машина Прогресса», Аниматор: Саша Свирский, 2017 год
«Про бабу, которая хотела улететь», Аниматор: Саша Свирский, 2018 год
«Девственный ветер», Аниматор: Саша Свирский, 2018 год