
Введение
Выбор темы «Универсальность стиля рококо: любовная игра vs экзальтация веры» продиктован стремлением рассмотреть стиль, традиционно воспринимаемый как «легкомысленный» и «декоративный», с более комплексной точки зрения. Рококо долгое время оставался на периферии академических исследований из-за ассоциаций с аристократическим декадансом и отсутствием «глубины» по сравнению с барокко или классицизмом. Однако внимательное изучение визуальных образов в скульптуре и интерьере XVIII века позволяет обнаружить, что рококо — это не просто «излишество», а выразительный художественный язык, способный адаптироваться к разным видам визуального повествования, включая как светские, так и религиозные темы.
Рококо интересен именно своей двойственностью: с одной стороны — утончённая, эротизированная игра, а с другой — эмоциональная, даже мистическая религиозность. Эта двойственность позволяет изучить стиль как универсальное средство художественного выражения, которое не теряет своих ключевых визуальных признаков — пластичности линий, воздушности форм, декоративности, — при смене тематики и контекста. Это открывает возможности для более глубокого визуального анализа.
Тема актуальна ещё и потому, что она затрагивает вопросы символики, восприятия и художественной трансформации чувств: любви и веры. Они исторически часто противопоставлялись, но в рококо они словно сближаются на эстетическом уровне. Стиль, казалось бы, «поверхностный», начинает говорить о высоком, применяя тот же визуальный язык. Стиль рассматривается не как «служанка придворной моды», а как «гибкая система визуального мышления», способная к интерпретации противоположных тем — чувственности и духовности. В ходе исследования будет проверяться, действительно ли один и тот же пластический язык работает в противоположных регистрах — светском и сакральном. Для анализа архитектура и интерьеры подбирались так, чтобы можно было выявить контраст и одновременно перекличку двух сфер — земной и божественной — внутри одного художественного языка.
Структура исследования построена по сравнительно-тематическому принципу. Сначала анализируются проявления рококо в контексте любовных сюжетов, затем — в религиозной художественной системе. Финальный раздел объединяет наблюдения и демонстрирует, как одни и те же визуальные принципы (извивающаяся линия, обильная орнаментальность, эмоциональное перенасыщение композиции) обслуживают разные смысловые задачи. Такое структурирование позволяет наглядно продемонстрировать универсальность стиля: не теоретически, а визуально — через формы, ритмы, пластические решения и световые приёмы. Это приближает анализ к «языку самого искусства», делая его более точным.
Рококо как язык любви: игра света, формы и телесности
Рококо как светский стиль сформировался в условиях придворной культуры Франции первой половины XVIII века. Основная задача искусства в этом контексте — не просвещение, а обольщение, соблазн, эстетизация чувств. И интерьер, и скульптура работают на усиление этого эффекта.
Национальный дворец Келуш, Португалия, 1747-1790, проект Матеуша Висенте ди Оливейра
Данный дворец является настоящим воплощением стиля рококо. Это можно понять по наличию большого количества декоративных элементов на фасаде. С их помощью у здания появляется больший «объем», что делает его интереснее и сложнее. Особенно восхищает столь массивный и одновременно невесомый фронтон.
На первом плане мы видим «фонтан Нептуна"(архитектор — Джон Чеер), который представляет из себя Бога с трезубцем в руках. Предположительно, что рядом с ним сидит нимфа Фетида и просит защитить своего сына, вокруг же находятся прекрасные морские девы. В итоге данная композиция не создает мрачного настроения, а наоборот: возвышенного, торжественного, в какой-то степени даже игривого (благодаря расслабленным фигурам морских дев)
Национальный дворец Келуш, Португалия, 1747-1790, проект Матеуша Висенте ди Оливейра
Также дворец украшают утонченные скульптуры нимф и богинь, которые находятся на крыше здания. Их привез король из Италии и Англии, и они стали одним из главных украшений этого места. Своими плавными линиями и изгибами они еще больше добавляют «рококошности» этому месту.
Скульптуры в национальном дворце Келуш, Португалия, слева «Похищение Прозерпины» Джон Чеер, справа сфинкс, 1747-1790
В скульптурах также можно найти отражение рассматриваемого стиля. Во дворце их большое количество, но выбрала те, которые мне понравились больше всего. Слева мы видим динамичный сюжет, где бог крадет юную деву. Работа навивает флер интимности благодаря передачи эмоций через телесность. Справа же находится необычный сфинкс, которого одели в костюм 18 века. Кому-то это может показаться извращением над историей, но именно в этих легкости и шарме заключается стиль рококо.
Национальный дворец Келуш, Португалия, 1747-1790, проект Матеуша Висенте ди Оливейра
На данных изображениях можно заметить еще один отличительный признак рококо: пастельная цветовая палитра, которая только добавляет некого романтизма и флирта в архитектуру. Однако данные цвета не кажутся простыми или легкомысленными в данном случае благодаря различным сценам на ограждениях, которые хочется рассматривать и барельефу на фасаде, который из «розового здания» делает произведение искусства, хоть и с намеком некую легкость.
Также на данном фасаде мне очень понравился фронтон: он выглядит очень воздушно и нежно, сочетаясь со всей остальной архитектурой. С помощью фронтона и декоративных бежевых колонн центральная часть фасада сильнее «выдвигается» вперед, добавляя объем данному произведению искусства.
Отель Субиз, Париж, Пьер-Алексис Деламер, 1709
По ходу анализа я также заметила, что высокие окна и мелкая расстекловка на них также являются частью стиля рококо. Мне кажется, это помогает добиться не грубой массивной формы, а более аккуратной и «ранимой».
Интерьеры отеля Субиз, Париж, Пьер-Алексис Деламер, 1709
Интерьеры данного здания поражают своей торжественностью и возвышенностью. На мой взгляд, в некоторых моментах убранство отеля Субиз переходит границу: становится слишком много лепнины, слишком много картин и слишком много цвета. Появляется какая-то вычурность. Однако это все равно не выглядит нелепо. В этой границе вычурности и нелепости как раз и находится эстетика рококо, делая стиль уникальным и живым.
Интерьеры отеля Субиз, Париж, Пьер-Алексис Деламер, 1709
Интерьеры отеля Субиз, Париж, Пьер-Алексис Деламер, 1709
Наличие плавных линий, текучих форм, как уже говорилось ранее, также является признаком рококо. На фотографиях хорошо видны эти изящные формы, которые будто находятся в движении. Интерьер в отеле Субиз не застыл на месте: он наполнен жизнью. Иногда такой же вычурной и яркой, но очень комфортной для жителей 18 века, и не только.
Не стоит забывать и про пастельные тона, которые «снижают градус торжественности» и делают интерьер еще более комфортным.
Павильон Амалиенбург, Мюнхен, Франсуа де Кювилье, 1734-1739
Данный павильон для охоты находится в парке дворца Нимфенбург. Мелкая расстекловка окон, нежный цвет и центральная часть с большим количеством лепнины говорят о том, что данное здание построено в стиле рококо.
Павильон Амалиенбург, Мюнхен, Франсуа де Кювилье, 1734-1739
Павильон Амалиенбург, Мюнхен, Франсуа де Кювилье, 1734-1739
В интерьерах также ярко считывается рассматриваемый мною стиль. Особенно понравилось оформление зеркального зала, в котором отражаются все декоративные элементы. вся композиция стремиться ввысь. Этого удается добиться благодаря узорам, которые со стен перетекают на потолок и продолжают композицию. Все детали выполнены очень изящно и выглядят аккуратно, в какой-то степени даже естественно.
Рококо как язык веры: экзальтация, свет и мистическая телесность
Противоположной стороной рококо является его религиозное проявление — особенно в немецкой и австрийской церковной архитектуре середины XVIII века. Здесь те же художественные приёмы используются для выражения экстатического религиозного опыта.
Церковь Вискирхе, Бавария, братья Циммерман, 1745–1754
это образец «небесного театра»: потолочная фреска «Христос, бичуемый за нас» буквально растворяется в пространстве, стены и своды теряют вес, белизна лепнины словно парит. Всё пространство подчинено движению вверх, к свету. Золото, свет, плавные формы лепнины и фресок — всё создаёт ощущение неземного.
Церковь Вискирхе, Бавария, братья Циммерман, 1745–1754
Цветовая гамма интерьеров вызывает много эмоций, хочется рассматривать каждую деталь. Колонны с бело-голубыми разводами создают ощущение облаков, парящих в небе. От этого ангелы и святые кажутся еще более возвышенными и великими. Композиция, обрамляющая фигуру Христа, также не остается без внимания: все эти позолоченные вензеля и барельефы не умоляют значимости Христа, а будто наоборот, сосредотачивают все самое прекрасное вокруг него.
Церковь Асам (Святого Иоганна Непомука), Мюнхен, Эгид Квирин Асам и Космас Дамиан Асам, 1733-1746
Церковь Асам (Святого Иоганна Непомука), Мюнхен, Эгид Квирин Асам и Космас Дамиан Асам, 1733-1746
Данная церковь восхитила меня больше всего: игра света и форм поражает воображение. Несмотря на некое излишество в декоре, это не отталкивает от икон и скульптур, а как и в предыдущем примере, подчеркивает их важность и величие. Все архитектурные формы плавные и будто сделаны из мягкого, легко поддающегося материала. Особенно это касается колонн на втором этаже: они напомнили мне «скрученную зефирку».
Церковь Асам (Святого Иоганна Непомука), Мюнхен, Эгид Квирин Асам и Космас Дамиан Асам, 1733-1746
Мягкости и легкости также добавляет цветовая гамма. Однако можно заметить различие визуального эффекта при наличии и отсутствии естественного света: при свечах интерьер будто воспламеняется изнутри. В данном эффекте большую роль играет наличие позолоты на многих элементах декора. Вся нежность улетучивается, и остается только торжественность и величие.
Церковь Франциска Ассизского в Оуру-Прету архитектора Алейжадинью. 1765 г
Церковь Франциска Ассизского в Оуру-Прету архитектора Алейжадинью. 1765 г
Данная католическая церковь построена в стиле рококо. На переднем фасаде расположена лепнина с изображением святого Франциска, подчеркивая входную зону. Данный элемент декора выглядит очень нарядно и утонченно одновременно. Создается ощущение, словно нас приглашают в эту церковь.
Церковь Франциска Ассизского в Оуру-Прету архитектора Алейжадинью. 1765 г
Интерьер данной церкви немного отличается от предыдущих примеров своими материалами и отсутствием большого количества цветов. Данный интерьер показывает «приглушенную роскошь». Хотя резные элементы и барельефы не уступают по своей сложности, утонченности и изысканности.
Универсальность рококо: от телесного к небесному
Отель Субиз, Париж, Пьер-Алексис Деламер, 1709; Церковь Вискирхе, Бавария, братья Циммерман, 1745–1754
В обоих случаях — и в светской, и в религиозной интерпретации — стиль рококо работает как визуальный язык перенасыщенности чувством. Это язык, в котором линия никогда не прямая, цвет — не локальный, свет — не резкий, а пространство — не стабильное. Всё дышит и двигается. И эта логика одинаково хорошо служит как сценам любви, так и мистическим переживаниям. Рококо — это, по сути, искусство эмоционального переизбытка, и потому оно может выразить любую сильную эмоцию — от желания до благоговения.
«В рококо даже ангелы не молятся — они флиртуют с облаками.» Эдмон де Гонкур
Заключение
Проведённый визуальный анализ показывает, что стиль рококо не является исключительно поверхностным проявлением вкусов аристократической среды XVIII века. Его выразительный язык — плавность, визуальное изобилие, интимный масштаб, световое и цветовое разнообразие — оказывается гораздо более гибким и универсальным, чем принято считать. Любовная игра и экзальтация веры — это две стороны одного метода. Телесное и духовное, чувственное и мистическое в рококо сближаются за счёт общего визуального кода, который позволяет передать тончайшие состояния души и тела. Таким образом, можно с уверенностью сказать, что стиль рококо — это универсальный выразительный инструмент, способный воплощать как земные, так и возвышенные чувства. Его визуальная структура не «обслуживает» лишь тему, а создаёт целый эмоциональный режим восприятия, где главную роль играет эстетика, воздействующая не через смысл, а через форму. Это делает рококо по-настоящему уникальным явлением в истории европейского искусства.
Куликов А. С., Макеева Д. Д. Архитектурный стиль рококо: зарождение, развитие и формирование основных стилевых признаков // Творчество и современность. 2018. № 4 (8). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/arhitekturnyy-stil-rokoko-zarozhdenie-razvitie-i-formirovanie-osnovnyh-stilevyh-priznakov (дата обращения: 20.05.2025).
Пахсарьян Н. Т. Рококо: Архитектура и изобразительное искусство // URL: https://old.bigenc.ru/fine_art/text/3513647 (дата обращения: 21.05.2025).
Дворец Келуш // Википедия. Дата обновления: 21.06.2024. URL: https://ru.wikipedia.org/?curid=815661&oldid=138484529 (дата обращения: 21.05.2025).
Отель Субиз // URL: https://frenchparis.ru/hotel-de-soubise/ (дата обращения: 21.05.2025).
Паломническая церковь в Висе // URL: https://gawain.ru/palomnicheskaya-tserkov-v-vise.php (дата обращения: 23.05.2025).
Обложка сделана с помощью нейросети Recraft.AI https://www.recraft.ai/projects