

Фасад Павловского дворца. Вид спереди
Рубрикация
Исследование структурировано по рубрикам: 1. Чарльз Камерон — закладка основ и античный канон интерьера. 2. Винченцо Бренна — парадный этап: декоративная насыщенность и имперский пафос. 3. А. Н. Воронихин — уют и камерность в покоях вдовствующей императрицы; мягкая палитра. 4. Карл Росси — ампир, мебель и встроенные решения.
Каждая рубрика содержит: краткий биографический контекст автора, подборку иллюстраций, аналитические подписи к каждому изображению и сравнительный анализ, где видно, как авторский приём контрастирует или перекликается с предыдущими/последующими вмешательствами.
Концепция
Павловский дворец первоначально был подарен Екатериной II своему сыну, великому князю Павлу Петровичу, в 1777 году как загородная резиденция для него и его жены Марии Фёдоровны.
Первую версию дворца и план парка спроектировал шотландец Чарльз Камерон; основные работы велись в 1780–1786 гг. и ориентировались на классическую простоту и английский пейзажный стиль.
После воцарения Павла I комплекс был расширен и парадно переориентирован — интерьеры поручили Винченцо Бренна, который ввёл более торжественную, иногда монументальную и персонализированную отделку; в разное время к ансамблю добавляли элементы и другие мастера — А. Н. Воронихин, К. Росси и художник-декоратор Пьетро Гонзага.
Требования заказчика менялись: от уютной загородной усадьбы и «английских» прогулок — до официальной императорской резиденции, где декор должен был демонстрировать статус, семейную память (особенно после смерти Павла) и соответствовать придворным протоколам.

Павловский дворец, 1847 г., картина неизвестного художника
Выбор темы обусловлен уникальной возможностью на примере единого архитектурного ансамбля проследить вклад архитекторов и художников в интерьерное и декоративное оформление императорской резиденции.
Павловский дворец — это не просто набор комнат и фасадов; это многоэтапный художественный проект, где каждый автор оставил уникальные, но взаимодополняющие следы. Исследование сосредоточено на визуальной составляющей — интерьерах и убранстве — потому что именно через образ, цвет, материал и декоративные решения становится очевиден «почерк» каждого мастера и динамика стиля во времени.
Павловск интересен как поле встречи международных традиций (английский и итальянский классицизм, русский академизм, ампир), так и практики придворного заказа: здесь пересекаются личные вкусы заказчика, политические символы и индивидуальные эстетики архитекторов. Поэтому объект исследования позволяет не только реконструировать внешний вид залов, но и прочитать культурные и идеологические смыслы, заложенные в декоре.
В работе использованы авторитетные исторические источники: материалы государственного музея «Павловск», статьи о дворце и Конспекты лекций «Два столетия эволюции интерьеров и театрально — декорационного искусства от классицизма к модернизму», кандидата искусствоведения Е. А. Орловской.
Ключевой вопрос исследования — насколько интерьеры Павловского дворца отражают индивидуальный стиль каждого архитектора и при этом сохраняют целостность ансамбля? Моя гипотеза состоит в том, что декоративные решения залов являются показательными: они демонстрируют творческий почерк Ч. Камерона, В. Бренны, А. Н. Воронихина, и К. Росси, однако объединены общим классическим духом эпохи.
Цель исследования — продемонстрировать, как через систематический подбор и анализ изображений интерьеров можно проследить развитие художественной идеи дворца. Ключевым при анализе является сопоставление стилистики каждого архитектора.
Чарльз Камерон и Павловский дворец
Первоначальный Большой дворец в Павловске спроектировал английский архитектор Чарльз Камерон в 1782–1786 годах. Камерон сделал центр ансамбля небольшим трёхэтажным кубом под куполом, решённым в духе палладианства.
Палладианские принципы проявились в лаконичности фасада, равновесии пропорций и подчёркнутой симметрии композиции, создавая ощущение античной гармонии и спокойного достоинства.
Фасады здания Камерон украсил строгими лепными фризами и портиками без фронтонов, придавшему дому атмосферу античной строгости.
1 фото: Павловский дворец по Камерону. Реконструкция В. Н. Талепоровского и Ф. И. Милюковой. 1936. 2 фото: Павловский дворец. Современный вид
Своей архитектурой он хотел напомнить римский Пантеон: центральный «Итальянский зал» под плоским куполом с глазком-люком наверху (имитация «око» Пантеона) стал композиционным ядром дворца. Элегантные кариатиды и резной орнамент подчеркнуты позолотой, а бледно-розовые тона стен создают ощущение античной гармонии.


1 фото: купол Павловского дворца, интерьер. Архитектор Ч. Камерон; декоративное оформление — В. Бренна. 1780–1786 годы. 2 фото: Купол Пантеона, интерьер. Рим, I–II вв. н. э.
Итальянский зал Павловского дворца. Архитектор Ч. Камерон; декоративное оформление — В. Бренна. 1780–1786 годы.
Также при Камероне были заложены парковые строения: колоннада Аполлона, храм Дружбы, террасы. На ступенях ниже дворца Камерон установил основание обелиска — памятный знак основания Павловска в 1777 г. Обелиск и первые постройки на берегу Славянки — символическая точка начала развития резиденции.
Обелиск основания Павловска. Проект Чарльза Камерона, 1777 год. Начало формирования дворцово-паркового ансамбля.
Колоннада Аполлона представляет собой двойной круг колонн дорического ордера, перекрытых антаблементом. Строгие пропорции и сероватый оттенок известняка придают постройке впечатление античного храма. Открытая форма, наполненная воздухом и светом, обращена к образу Аполлона — покровителя искусства и символа гармонии.
Аполлонова колоннада, Павловский парк. Чарльз Камерон, кон. XVIII в.
В храме Дружбы архитектор воплотил гибридную идею: центральный объём в форме ротонды с куполом оказался опоясан кольцом каннелированных колонн архаического греко-дорического типа. Колонны стоят без баз на низком стереобате. Такое наслоение римских и греческих мотивов, когда отдельные древние приёмы выступают как взаимные «цитаты», стало постоянной чертой творчества Камерона; приём, выработанный им во время работы в Риме в окружении неоклассиков, близких к Шарлю-Луи Клериссо.
Храм Дружбы. Ч. Камерон, кон. XVIII в. Центр парковой композиции.
Чарльз Камерон заложил архитектурную и композиционную основу Павловского дворца: он спроектировал главный объём и ряд садовых построек в парадигме палладианской и «античной» традиции, ориентируясь на пропорции, осевую симметрию и храмовую типологию.
В практическом выражении стиль Камерона характеризуется повторяющимся набором приёмов: применение классических ордеров (коринфский и дорический мотивы в перистилях и павильонах), строгая осевая композиция и симметричная сетка помещений; обращение к храмовым формам в малых архитектурных сооружениях (Храм Дружбы). Для интерьеров характерна сдержанная палитра, имитация благородных материалов для усиления монументальности без излишней декоративности.
Кроме того, Камерон интегрировал архитектурные композиции с ландшафтом — планировка аллей, видов и павильонов выстроена как часть единого классического пейзажа, что делает его подход одновременно архитектурно-типологичным и ландшафтно целостным. В этом смысле его вклад — создание строгой архитектурной логики и «кодов» стиля, которые затем служили основой для последующих интерпретаций другими архитекторами резиденции.
Винченцо Бренна и Павловский дворец
Когда в 1796 г. Павел I стал императором, для дворца Павловска был приглашён итальянец Винченцо Бренна. За короткое время (1797–1799 гг.) Бренна расширил здание: над южными крыльями Камеронова дворца он надстроил второй этаж и создал помещение Церемониального зала (будущего Тронного зала).
При этом внешний облик стал более монументальным: фасады украсили барельефы с военной атрибутикой («рыцарскими доспехами») и героическими мотивами. Бренна, по словам музейной справки, «значительно изменил экстерьер и интерьер дворца, придав ему торжественный и внушительный вид».
Декоративная лепнина на фасаде Павловского дворца, выполненная по проекту В. Бренны. Конец XVIII века.
В интерьерах эпохи Бренны появились новые парадные залы. Так, Тронный зал (планировавшийся как столовая) оформлен в «пластичном» классицистическом стиле: мраморные кариатиды (работы Мартоса и Козловского) поддерживают высокие арки, по потолку располагался перспективный плафон, написанный в 1800 году П. Гонзага. Характерным мотивом его лепнины стал рог изобилия (символ изобилия и богатства, восходящий к древнегреческой мифологии), отражая первоначальное предназначение зала. Бренна также учёл связь интерьера и экстерьера: к залам примыкают террасы с видом на парк, а большие окна рассчитаны на парадное освещение.


1 фото: Тронный зал Павловского дворца. Архитекторы: Ч. Камерон, В. Бренна. Конец XVIII века. 2 фото: Наддверные лепные композиции в Тронном зале Павловского дворца. В. Бренна. Конец XVIII века.
Плафон зала выполнен в перспективной манере: живопись создаёт иллюзию расширенного объёма и ротонды с верхним светом, усиливая вертикальную ось и синтезируя архитектуру с живописью.
Роспись потолка Тронного зала Павловского дворца. Автор — Пьетро Гонзага. Конец XVIII века.
Бренна создал одну из главных комнат — Картинную галерею — чтобы демонстрировать художественную коллекцию владельцев. Он соединил два уровня южного крыла, сделав «круговую галерею» с балконом вдоль фасада.
Картинная галерея Павловского дворца. Архитектор — В. Бренна. Конец XVIII века.
Картинная галерея Павловского дворца представляет собой продолговатое помещение классицистического стиля с чёткой осевой композицией и уравновешенным ритмом архитектурных членений. Высокие окна на одной стороне создают равномерное рассеянное освещение, подчёркивая живописные полотна, расположенные в строгом порядке между пилястрами.
Зал оформлен в светло-зелёных тонах (окраска стен подобрана так, «чтобы не отвлекать от картин»), а потолок расписан сюжетами, вдохновлёнными итальянской традицией: Аполлон и Три грации, «Суд Париса» и «Триумф Ауроры» по эскизам итальянца Мэттелендера, что придает пространству торжественность.
Роспись плафона Картинной галереи Павловского дворца «Триумф Аполлона» (вариант: «Аврора»). Автор — Пьетро Гонзага. Конец XVIII века.
Ещё один не менее важный пример — Греческий зал. Первоначальную концепцию зала разрабатывал Чарльз Камерон, чья практика характеризуется строгим следованием ордерной системе и античной типологии: у него зал выстроен как внутренний «перистиль» с выдержанными пропорциями, ясной осевой симметрией и минималистичной палитрой, что подчёркивало идею архитектурной чистоты и рациональной гармонии.
Винченцо Бренна, работавший над последующими интервенциями, внёс в эту структуру более экспрессивные декоративные приёмы — усложнил лепной и позолоченный рельеф, усилил контраст материалов и зрительную глубину ниш и фризов.
Греческий зал Павловского дворца. Архитектор — Ч. Камерон; декоративное оформление — В. Бренна. Конец XVIII века.
В области пластического оформления он усилил роль орнамента и фактуры: декоративный фриз был усложнён рельефными мотивами античного происхождения — акантовыми листьями, грифонами, вазонами, гирляндами и трофеями, выполненными с большей глубиной моделировки и более насыщенным золочением.
Бренна также переработал цветовое решение интерьера: холодная гармония белого и зелёного мрамора получила тёплые акценты золота, бронзы и полированного дерева, что усилило контраст фактур и придало залу более торжественный, почти сценический характер.


Греческий зал Павловского дворца. Архитектор — Ч. Камерон; декоративное оформление — В. Бренна. Конец XVIII века.
Таким образом, участие Винченцо Бренны в строительстве Павловского дворца стало этапом, который придал ансамблю завершённость и более парадный характер. Продолжая работу Чарльза Камерона, Бренна сохранил основную архитектурную структуру здания — ясную симметрию, ордерную систему и классические пропорции. Однако его собственный подход отличался большей декоративной насыщенностью и стремлением к зрелищности. Он усилил пластическую выразительность интерьеров, обогатив их рельефным орнаментом, золочением, контрастом материалов и цветов.
При этом Бренна не отвергал замыслы Камерона, а развивал их в духе более позднего классицизма. Он сохранил античные мотивы, но переосмыслил их как элемент императорского стиля, соединив строгость формы с декоративной выразительностью. Иными словами, Бренна действует как декоратор-интерпретатор классицизма: сохраняется архитектурная «логика» Камерона (пропорции, симметрия, классические ордера), тогда как декоративные приёмы Бренны трансформируют эту логику в инструмент визуального демонстрирования статуса, власти и вкуса эпохи.
А. Воронихин и личные покои вдовствующей императрицы
Андрей Н. Воронихин руководил послепожарной реставрацией Павловского дворца после крупного пожара 1803 г., в результате чего он фактически возглавил доводку интерьеров и привёл их к единой стилистической программе начала XIX века. В практическом плане это означало воспроизведение и систематизацию утраченных украшений на основе сохранившихся фрагментов, чертежей и свидетельств очевидцев, восстановление жилых покоев вдовствующей императрицы и создание новых архитектурных деталей, наиболее известным из которых является так называемый «Малый фонарик» — кабинет-эркер с большими остеклёнными проёмами.
Нежно-зелёные стены кабинета перекликаются с зеленью сада за окнами, создавая ощущение единства интерьера и природы. Воронихин отходит от классицистических канонов и впервые выполняет лепные розетки кессонов в виде ромашек.


Кабинет «Фонарик» Павловского дворца. Архитектор — А. Н. Воронихин. Начало XIX века.
Одновременно Воронихин внёс качественные изменения в декоративную и предметную составляющие дворца: он детально прорабатывал мебельные ансамбли и интерьерную утварь, создавая консоли и предметы по авторским эскизам, гармонизировал соотношение материалов (мрамор, позолота, дерево, бронза) и стремился к более цельной, световой и материальной согласованности помещений.


Кресло с жардиньерками из Библиотеки императрицы Марии Федоровны, выполненное по проекту архитектора А. Н. Воронихина. Конец XVIII — начало XIX века.
На примере спальни Марии Фёдоровны (1805 г.) видны нововведения Воронихина: стены украшены полихромной росписью — пасторальные гирлянды садовых цветов с сиреневыми кистями выделены на фоне белого лепного панно. Потолок зала расписан «под открытое небо» — светло-голубой фон с маленькими золотыми звёздочками. Мраморный портал камина из зеленого жадеита (экземпляр Екатеринбургского завода) выполнен по эскизам Воронихина.
Личные покои императрицы Павловского дворца. Архитектор — А. Н. Воронихин. Начало XIX века.
Мебель, хотя и изящная, более камерная: диван и кресла с резным декором из чёрненого дерева, выполнены петербургскими мастерами по образцам французской моды.


Личные покои императрицы Павловского дворца. Архитектор — А. Н. Воронихин. Начало XIX века.
Появление у Воронихина множества цветочных мотивов и мебели с жардиньерками в оформлении Павловского дворца связано с задачей послепожарной реставрации, общей тенденцией классицизма к более мягкой декоративности начала XIX века и стремлением к гармонии архитектуры с природным окружением. Большую роль сыграло личное увлечение Марии Фёдоровны ботаникой и цветоводством. Растительный орнамент позволял сохранить классицистическую структуру, придавая интерьерам «живую» фактуру и камерность. Он смягчал строгие ордерные формы, усиливал световую игру в пространстве и связывал залы с пейзажем парка.
В результате участия Воронихина ансамбль Павловска приобрёл цельность и мягкость восприятия. Он сохранил ордерную систему и планировочные принципы Камерона, но смягчил их, придав интерьерам больше декоративной пластичности и «живой» материи. Цветочные мотивы и мебельные ансамбли с жардиньерками сделали дворец не только представительским, но и обжитым пространством, где гармонично соединились архитектура, природа и личные вкусы владельцев. Таким образом, Воронихин завершил переход Павловска от строгого классицизма к более интимной и поэтичной эстетике раннего ампира.
К. Росси и Павловский дворец
В 1820-х годах к работам в Павловске подключился выдающийся итальянский архитектор Карл Росси. Он увязал реновации дворца с новым стилем ампир.
В 1822–1824 гг. по заказу императрицы Марии Фёдоровны Росси надстроил библиотеку над Гонзаго галереей и соединил оба этажа широкими арочными окнами. В результате сложился монументальный объём библиотеки: её высокий зал с завершённым полукруглым окончанием дополнил ансамбль Павловского дворца, объединённый одной симметричной осью.
Галерея Гонзаго. Фото: Елена Павлова (Смолова), 2017
Внутри Росси создал уникальное встроенное книгохранилище: вдоль стен располагались 19 книжных шкафов до потолка, изогнутые вокруг стен и встроенные в ниши окон.
Библиотека Росси. Архитектор — К. Росси. XIX век.
Мебель для библиотеки была спроектирована самим Росси: массивные письменные столы и полки из карельской берёзы с бронзовой позолотой по его эскизам.
Стены библиотеки изначально планировались монохромными для подчёркивания мебели и книг, а потолок расписал художник Барнаба Медичи в гризайлях (оттенки серого) по проекту Росси.


1 фото: Библиотека Росси. Архитектор — К. Росси. XIX век. 2 фото: потолок библиотеки Павловского дворца, роспись в технике гризайль (оттенки серого). Художник — Барнаба Медичи. XIX век.
На смену парадной тематики указывает примыкающий к библиотеке «Кабинет Росси» — узкий коридорный зал, ставший холлом при выходе из северного крыла.
Здесь мебель из позолоченного тополя по эскизам Росси выглядит сдержанно: кресла и консоли подчёркнуты лёгкой резьбой и скромными бронзовыми вставками. Освещение скромное, а стены отделаны в спокойных холодных тонах.


Кабинет Павловского дворца. Архитектор — К. Росси. XIX век
Таким образом, вклад Росси во дворец проявился через пышные ампирные приемы: он надстроил здание для новых больших залов (библиотеки), ввёл богатую мебель и дополнил декор спокойными геометрическими мотивами.
В интерьерах этого этапа всё ещё читаются классические арки и колонны, но они обрамлены более тяжелой (имперской) орнаментальной лепниной и симметричной отделкой. Росси не ломает стиль Павловска — он переводит его на язык большой парадной классики: убирает камерную игривость и театральность местами, вводит торжественный, сдержанный ампир, интегрированную мебель и монументальные объёмы.
Заключение
В ходе визуального исследования мы убедились, что интерьеры Павловского дворца действительно отражают творческий почерк каждого из архитекторов, сохраняя при этом общий стиль. Камерон заложил базовые формы и цветовую гамму — античные пропорции, пастельные стеновые панно и лепнину. Бренна добавил театральность: высокие залы с парадной лепниной, богатые декоративные мотивы (рожки изобилия, кариатиды). Воронихин смягчил обстановку — в его покоях появилось больше красок (розовый, голубой), растительных мотивов и уютных деталей. Росси заверил ансамбль в духе ампира: библиотека с монументальными арками и встроенной мебелью стала кульминацией роста дворца.
Таким образом, гипотеза подтвердилась: во всех примерах «разные руки» создавали гармоничный ансамбль. Несмотря на смену эпох и правителей, заложенные Камероном классические принципы во всех случаях дополнялись индивидуальностью авторов, но не противоречили друг другу. Это позволяет говорить о Павловском дворце как о едином художественном проекте, где каждый участник внёс свой вклад.
Использованные источники:
pavlovskmuseum.ru
AlexanderPalace.org
Конспекты лекций «Два столетия эволюции интерьеров и театрально — декорационного искусства от классицизма к модернизму», кандидата искусствоведения Е. А. Орловской.
Курбатов, В. Я. Павловск: Художественно‑исторический очерк и путеводитель. 1912
обложка: Большой Павловский дворец 3. Центральный район, Павловский парк, Павловск. Автор: Игорь Гордеев, 2023.
https://www.spbmuzei.ru Автор неизвестен.
Павловский дворец, 1847 г., картина неизвестного художника
Павловский дворец по Камерону. Реконструкция В. Н. Талепоровского и Ф. И. Милюковой. 1936
https://www.spbmuzei.ru Автор неизвестен.
https://pavlovskmuseum.ru Автор неизвестен.
The Pantheon, Rome, Italy. Автор: Luciano Mortula-LGM
Итальянский зал в Павловском дворце. Автор: IzoeKriv. 2015
Obelisk osnovaniya. Автор: Reklamade, 2012
Колоннада Аполлона 1. Долина реки Славянки, Павловский парк, Павловск. Автор: Игорь Гордеев. 2022
Павловск Храм дружбы. Автор: Tsyganov Sergey. 2014
Павловский дворец. Автор: prostislav1. 1977
https://pavlovskmuseum.ru Автор неизвестен.
Лепнина наддверника в Тронном зале Павловского дворца. Автор неизвестен. 2018
pixabay.com Автор неизвестен.
https://pavlovskmuseum.ru Автор неизвестен.
https://pavlovskmuseum.ru Автор неизвестен.
https://pavlovskmuseum.ru Автор неизвестен.
https://pavlovskmuseum.ru Автор неизвестен.
https://pavlovskmuseum.ru Автор неизвестен.
https://pavlovskmuseum.ru Автор неизвестен.
https://pavlovskmuseum.ru Автор неизвестен.
https://pavlovskmuseum.ru Автор неизвестен.
https://pavlovskmuseum.ru Автор неизвестен.
https://pavlovskmuseum.ru Автор неизвестен.
https://pavlovskmuseum.ru Автор неизвестен.
Павловский (Большой) дворец. Галерея Гонзаго — одна из легенд дворцовых резиденций Петербурга. Автор: Елена Павлова (Смолова). 2017
https://pavlovskmuseum.ru Автор неизвестен.
https://pavlovskmuseum.ru Автор неизвестен.
https://pavlovskmuseum.ru Автор неизвестен.
https://pavlovskmuseum.ru Автор неизвестен.
https://pavlovskmuseum.ru Автор неизвестен.