Original size 1140x1600

Павловский дворец и его создатели

PROTECT STATUS: not protected
2
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes
The project is taking part in the competition
big
Original size 2173x745

Фасад Павловского дворца. Вид спереди

Рубрикация

Исследование структурировано по рубрикам: 1. Чарльз Камерон — закладка основ и античный канон интерьера. 2. Винченцо Бренна — парадный этап: декоративная насыщенность и имперский пафос. 3. А. Н. Воронихин — уют и камерность в покоях вдовствующей императрицы; мягкая палитра. 4. Карл Росси — ампир, мебель и встроенные решения.

Каждая рубрика содержит: краткий биографический контекст автора, подборку иллюстраций, аналитические подписи к каждому изображению и сравнительный анализ, где видно, как авторский приём контрастирует или перекликается с предыдущими/последующими вмешательствами.

Концепция

Павловский дворец первоначально был подарен Екатериной II своему сыну, великому князю Павлу Петровичу, в 1777 году как загородная резиденция для него и его жены Марии Фёдоровны.

Первую версию дворца и план парка спроектировал шотландец Чарльз Камерон; основные работы велись в 1780–1786 гг. и ориентировались на классическую простоту и английский пейзажный стиль.

После воцарения Павла I комплекс был расширен и парадно переориентирован — интерьеры поручили Винченцо Бренна, который ввёл более торжественную, иногда монументальную и персонализированную отделку; в разное время к ансамблю добавляли элементы и другие мастера — А. Н. Воронихин, К. Росси и художник-декоратор Пьетро Гонзага.

Требования заказчика менялись: от уютной загородной усадьбы и «английских» прогулок — до официальной императорской резиденции, где декор должен был демонстрировать статус, семейную память (особенно после смерти Павла) и соответствовать придворным протоколам.

big
Original size 1476x1097

Павловский дворец, 1847 г., картина неизвестного художника

Выбор темы обусловлен уникальной возможностью на примере единого архитектурного ансамбля проследить вклад архитекторов и художников в интерьерное и декоративное оформление императорской резиденции.

Павловский дворец — это не просто набор комнат и фасадов; это многоэтапный художественный проект, где каждый автор оставил уникальные, но взаимодополняющие следы. Исследование сосредоточено на визуальной составляющей — интерьерах и убранстве — потому что именно через образ, цвет, материал и декоративные решения становится очевиден «почерк» каждого мастера и динамика стиля во времени.

Павловск интересен как поле встречи международных традиций (английский и итальянский классицизм, русский академизм, ампир), так и практики придворного заказа: здесь пересекаются личные вкусы заказчика, политические символы и индивидуальные эстетики архитекторов. Поэтому объект исследования позволяет не только реконструировать внешний вид залов, но и прочитать культурные и идеологические смыслы, заложенные в декоре.

В работе использованы авторитетные исторические источники: материалы государственного музея «Павловск», статьи о дворце и Конспекты лекций «Два столетия эволюции интерьеров и театрально — декорационного искусства от классицизма к модернизму», кандидата искусствоведения Е. А. Орловской.

Ключевой вопрос исследования — насколько интерьеры Павловского дворца отражают индивидуальный стиль каждого архитектора и при этом сохраняют целостность ансамбля? Моя гипотеза состоит в том, что декоративные решения залов являются показательными: они демонстрируют творческий почерк Ч. Камерона, В. Бренны, А. Н. Воронихина, и К. Росси, однако объединены общим классическим духом эпохи.

Цель исследования — продемонстрировать, как через систематический подбор и анализ изображений интерьеров можно проследить развитие художественной идеи дворца. Ключевым при анализе является сопоставление стилистики каждого архитектора.

Чарльз Камерон и Павловский дворец

Первоначальный Большой дворец в Павловске спроектировал английский архитектор Чарльз Камерон в 1782–1786 годах. Камерон сделал центр ансамбля небольшим трёхэтажным кубом под куполом, решённым в духе палладианства.

Палладианские принципы проявились в лаконичности фасада, равновесии пропорций и подчёркнутой симметрии композиции, создавая ощущение античной гармонии и спокойного достоинства.

Фасады здания Камерон украсил строгими лепными фризами и портиками без фронтонов, придавшему дому атмосферу античной строгости.

0

1 фото: Павловский дворец по Камерону. Реконструкция В. Н. Талепоровского и Ф. И. Милюковой. 1936. 2 фото: Павловский дворец. Современный вид

Своей архитектурой он хотел напомнить римский Пантеон: центральный «Итальянский зал» под плоским куполом с глазком-люком наверху (имитация «око» Пантеона) стал композиционным ядром дворца. Элегантные кариатиды и резной орнамент подчеркнуты позолотой, а бледно-розовые тона стен создают ощущение антич­ной гармонии.

1 фото: купол Павловского дворца, интерьер. Архитектор Ч. Камерон; декоративное оформление — В. Бренна. 1780–1786 годы. 2 фото: Купол Пантеона, интерьер. Рим, I–II вв. н. э.

Original size 1599x1066

Итальянский зал Павловского дворца. Архитектор Ч. Камерон; декоративное оформление — В. Бренна. 1780–1786 годы.

Также при Камероне были заложены парковые строения: колоннада Аполлона, храм Дружбы, террасы. На ступенях ниже дворца Камерон установил основание обелиска — памятный знак основания Павловска в 1777 г. Обелиск и пер­вые постройки на берегу Славянки — символическая точка начала развития резиденции.

Original size 1200x1890

Обелиск основания Павловска. Проект Чарльза Камерона, 1777 год. Начало формирования дворцово-паркового ансамбля.

Колоннада Аполлона представляет собой двойной круг колонн дорического ордера, перекрытых антаблементом. Строгие пропорции и сероватый оттенок известняка придают постройке впечатление античного храма. Открытая форма, наполненная воздухом и светом, обращена к образу Аполлона — покровителя искусства и символа гармонии.

Original size 3500x2333

Аполлонова колоннада, Павловский парк. Чарльз Камерон, кон. XVIII в.

В храме Дружбы архитектор воплотил гибридную идею: центральный объём в форме ротонды с куполом оказался опоясан кольцом каннелированных колонн архаического греко-дорического типа. Колонны стоят без баз на низком стереобате. Такое наслоение римских и греческих мотивов, когда отдельные древние приёмы выступают как взаимные «цитаты», стало постоянной чертой творчества Камерона; приём, выработанный им во время работы в Риме в окружении неоклассиков, близких к Шарлю-Луи Клериссо.

Original size 3000x2084

Храм Дружбы. Ч. Камерон, кон. XVIII в. Центр парковой композиции.

Чарльз Камерон заложил архитектурную и композиционную основу Павловского дворца: он спроектировал главный объём и ряд садовых построек в парадигме палладианской и «античной» традиции, ориентируясь на пропорции, осевую симметрию и храмовую типологию.

В практическом выражении стиль Камерона характеризуется повторяющимся набором приёмов: применение классических ордеров (коринфский и дорический мотивы в перистилях и павильонах), строгая осевая композиция и симметричная сетка помещений; обращение к храмовым формам в малых архитектурных сооружениях (Храм Дружбы). Для интерьеров характерна сдержанная палитра, имитация благородных материалов для усиления монументальности без излишней декоративности.

Кроме того, Камерон интегрировал архитектурные композиции с ландшафтом — планировка аллей, видов и павильонов выстроена как часть единого классического пейзажа, что делает его подход одновременно архитектурно-типологичным и ландшафтно целостным. В этом смысле его вклад — создание строгой архитектурной логики и «кодов» стиля, которые затем служили основой для последующих интерпретаций другими архитекторами резиденции.

Винченцо Бренна и Павловский дворец

Когда в 1796 г. Павел I стал императором, для дворца Павловска был приглашён итальянец Винченцо Бренна. За короткое время (1797–1799 гг.) Бренна расширил здание: над южными крыльями Камеронова дворца он надстроил второй этаж и создал помещение Церемониального зала (будущего Тронного зала).

При этом внешний облик стал более монументальным: фасады украсили барельефы с военной атрибутикой («рыцарскими доспехами») и героическими мотивами. Бренна, по словам музейной справки, «значительно изменил экстерьер и интерьер дворца, придав ему торжественный и внушительный вид».

Original size 1050x697

Декоративная лепнина на фасаде Павловского дворца, выполненная по проекту В. Бренны. Конец XVIII века.

В интерьерах эпохи Бренны появились новые парадные залы. Так, Тронный зал (планировавшийся как столовая) оформлен в «пластичном» классицистическом стиле: мраморные кариатиды (работы Мартоса и Козловского) поддерживают высокие арки, по потолку располагался перспективный плафон, написанный в 1800 году П. Гонзага. Характерным мотивом его лепнины стал рог изобилия (символ изобилия и богатства, восходящий к древнегреческой мифологии), отражая первоначальное предназначение зала. Бренна также учёл связь интерьера и экстерьера: к залам примыкают террасы с видом на парк, а большие окна рассчитаны на парадное освещение.

1 фото: Тронный зал Павловского дворца. Архитекторы: Ч. Камерон, В. Бренна. Конец XVIII века. 2 фото: Наддверные лепные композиции в Тронном зале Павловского дворца. В. Бренна. Конец XVIII века.

Плафон зала выполнен в перспективной манере: живопись создаёт иллюзию расширенного объёма и ротонды с верхним светом, усиливая вертикальную ось и синтезируя архитектуру с живописью.

Original size 2048x1365

Роспись потолка Тронного зала Павловского дворца. Автор — Пьетро Гонзага. Конец XVIII века.

Бренна создал одну из главных комнат — Картинную галерею — чтобы демонстрировать художественную коллекцию владельцев. Он соединил два уровня южного крыла, сделав «круговую галерею» с балконом вдоль фасада.

Original size 1920x1080

Картинная галерея Павловского дворца. Архитектор — В. Бренна. Конец XVIII века.

Картинная галерея Павловского дворца представляет собой продолговатое помещение классицистического стиля с чёткой осевой композицией и уравновешенным ритмом архитектурных членений. Высокие окна на одной стороне создают равномерное рассеянное освещение, подчёркивая живописные полотна, расположенные в строгом порядке между пилястрами.

Зал оформлен в светло-зелёных тонах (окраска стен подобрана так, «чтобы не отвлекать от картин»), а потолок расписан сюжетами, вдохновлёнными итальянской традицией: Аполлон и Три грации, «Суд Париса» и «Триумф Ауроры» по эскизам итальянца Мэттелендера, что придает пространству торжественность.

Original size 2508x1676

Роспись плафона Картинной галереи Павловского дворца «Триумф Аполлона» (вариант: «Аврора»). Автор — Пьетро Гонзага. Конец XVIII века.

Ещё один не менее важный пример — Греческий зал. Первоначальную концепцию зала разрабатывал Чарльз Камерон, чья практика характеризуется строгим следованием ордерной системе и античной типологии: у него зал выстроен как внутренний «перистиль» с выдержанными пропорциями, ясной осевой симметрией и минималистичной палитрой, что подчёркивало идею архитектурной чистоты и рациональной гармонии.

Винченцо Бренна, работавший над последующими интервенциями, внёс в эту структуру более экспрессивные декоративные приёмы — усложнил лепной и позолоченный рельеф, усилил контраст материалов и зрительную глубину ниш и фризов.

Original size 2509x1689

Греческий зал Павловского дворца. Архитектор — Ч. Камерон; декоративное оформление — В. Бренна. Конец XVIII века.

В области пластического оформления он усилил роль орнамента и фактуры: декоративный фриз был усложнён рельефными мотивами античного происхождения — акантовыми листьями, грифонами, вазонами, гирляндами и трофеями, выполненными с большей глубиной моделировки и более насыщенным золочением.

Бренна также переработал цветовое решение интерьера: холодная гармония белого и зелёного мрамора получила тёплые акценты золота, бронзы и полированного дерева, что усилило контраст фактур и придало залу более торжественный, почти сценический характер.

Греческий зал Павловского дворца. Архитектор — Ч. Камерон; декоративное оформление — В. Бренна. Конец XVIII века.

Таким образом, участие Винченцо Бренны в строительстве Павловского дворца стало этапом, который придал ансамблю завершённость и более парадный характер. Продолжая работу Чарльза Камерона, Бренна сохранил основную архитектурную структуру здания — ясную симметрию, ордерную систему и классические пропорции. Однако его собственный подход отличался большей декоративной насыщенностью и стремлением к зрелищности. Он усилил пластическую выразительность интерьеров, обогатив их рельефным орнаментом, золочением, контрастом материалов и цветов.

При этом Бренна не отвергал замыслы Камерона, а развивал их в духе более позднего классицизма. Он сохранил античные мотивы, но переосмыслил их как элемент императорского стиля, соединив строгость формы с декоративной выразительностью. Иными словами, Бренна действует как декоратор-интерпретатор классицизма: сохраняется архитектурная «логика» Камерона (пропорции, симметрия, классические ордера), тогда как декоративные приёмы Бренны трансформируют эту логику в инструмент визуального демонстрирования статуса, власти и вкуса эпохи.

А. Воронихин и личные покои вдовствующей императрицы

Андрей Н. Воронихин руководил послепожарной реставрацией Павловского дворца после крупного пожара 1803 г., в результате чего он фактически возглавил доводку интерьеров и привёл их к единой стилистической программе начала XIX века. В практическом плане это означало воспроизведение и систематизацию утраченных украшений на основе сохранившихся фрагментов, чертежей и свидетельств очевидцев, восстановление жилых покоев вдовствующей императрицы и создание новых архитектурных деталей, наиболее известным из которых является так называемый «Малый фонарик» — кабинет-эркер с большими остеклёнными проёмами.

Нежно-зелёные стены кабинета перекликаются с зеленью сада за окнами, создавая ощущение единства интерьера и природы. Воронихин отходит от классицистических канонов и впервые выполняет лепные розетки кессонов в виде ромашек.

Кабинет «Фонарик» Павловского дворца. Архитектор — А. Н. Воронихин. Начало XIX века.

Одновременно Воронихин внёс качественные изменения в декоративную и предметную составляющие дворца: он детально прорабатывал мебельные ансамбли и интерьерную утварь, создавая консоли и предметы по авторским эскизам, гармонизировал соотношение материалов (мрамор, позолота, дерево, бронза) и стремился к более цельной, световой и материальной согласованности помещений.

Кресло с жардиньерками из Библиотеки императрицы Марии Федоровны, выполненное по проекту архитектора А. Н. Воронихина. Конец XVIII — начало XIX века.

На примере спальни Марии Фёдоровны (1805 г.) видны нововведения Воронихина: стены украшены полихромной росписью — пасторальные гирлянды садовых цветов с сиреневыми кистями выделены на фоне белого лепного панно. Потолок зала расписан «под открытое небо» — светло-голубой фон с маленькими золотыми звёздочками. Мраморный портал камина из зеленого жадеита (экземпляр Екатеринбургского завода) выполнен по эскизам Воронихина.

Original size 1487x995

Личные покои императрицы Павловского дворца. Архитектор — А. Н. Воронихин. Начало XIX века.

Мебель, хотя и изящная, более камерная: диван и кресла с резным декором из чёрненого дерева, выполнены петербургскими мастерами по образцам французской моды.

Личные покои императрицы Павловского дворца. Архитектор — А. Н. Воронихин. Начало XIX века.

Появление у Воронихина множества цветочных мотивов и мебели с жардиньерками в оформлении Павловского дворца связано с задачей послепожарной реставрации, общей тенденцией классицизма к более мягкой декоративности начала XIX века и стремлением к гармонии архитектуры с природным окружением. Большую роль сыграло личное увлечение Марии Фёдоровны ботаникой и цветоводством. Растительный орнамент позволял сохранить классицистическую структуру, придавая интерьерам «живую» фактуру и камерность. Он смягчал строгие ордерные формы, усиливал световую игру в пространстве и связывал залы с пейзажем парка.

В результате участия Воронихина ансамбль Павловска приобрёл цельность и мягкость восприятия. Он сохранил ордерную систему и планировочные принципы Камерона, но смягчил их, придав интерьерам больше декоративной пластичности и «живой» материи. Цветочные мотивы и мебельные ансамбли с жардиньерками сделали дворец не только представительским, но и обжитым пространством, где гармонично соединились архитектура, природа и личные вкусы владельцев. Таким образом, Воронихин завершил переход Павловска от строгого классицизма к более интимной и поэтичной эстетике раннего ампира.

К. Росси и Павловский дворец

В 1820-х годах к работам в Павловске подключился выдающийся итальянский архитектор Карл Росси. Он увязал реновации дворца с новым стилем ампир.

В 1822–1824 гг. по заказу императрицы Марии Фёдоровны Росси надстроил библиотеку над Гонзаго галереей и соединил оба этажа широкими арочными окнами. В результате сложился монументальный объём библиотеки: её высокий зал с завершённым полукруглым окончанием дополнил ансамбль Павловского дворца, объединённый одной симметричной осью.

Original size 1200x799

Галерея Гонзаго. Фото: Елена Павлова (Смолова), 2017

Внутри Росси создал уникальное встроенное книгохранилище: вдоль стен располагались 19 книжных шкафов до потолка, изогнутые вокруг стен и встроенные в ниши окон.

Original size 2341x1576

Библиотека Росси. Архитектор — К. Росси. XIX век.

Мебель для библиотеки была спроектирована самим Росси: массивные письменные столы и полки из карельской берёзы с бронзовой позолотой по его эскизам.

Стены библиотеки изначально планировались монохромными для подчёркивания мебели и книг, а потолок расписал художник Барнаба Медичи в гризайлях (оттенки серого) по проекту Росси.

1 фото: Библиотека Росси. Архитектор — К. Росси. XIX век. 2 фото: потолок библиотеки Павловского дворца, роспись в технике гризайль (оттенки серого). Художник — Барнаба Медичи. XIX век.

На смену парадной тематики указывает примыкающий к библиотеке «Кабинет Росси» — узкий коридорный зал, ставший холлом при выходе из северного крыла.

Здесь мебель из позолоченного тополя по эскизам Росси выглядит сдержанно: кресла и консоли подчёркнуты лёгкой резьбой и скромными бронзовыми вставками. Освещение скромное, а стены отделаны в спокойных холодных тонах.

Кабинет Павловского дворца. Архитектор — К. Росси. XIX век

Таким образом, вклад Росси во дворец проявился через пышные ампирные приемы: он надстроил здание для новых больших залов (библиотеки), ввёл богатую мебель и дополнил декор спокойными геометрическими мотивами.

В интерьерах этого этапа всё ещё читаются классические арки и колонны, но они обрамлены более тяжелой (имперской) орнаментальной лепниной и симметричной отделкой. Росси не ломает стиль Павловска — он переводит его на язык большой парадной классики: убирает камерную игривость и театральность местами, вводит торжественный, сдержанный ампир, интегрированную мебель и монументальные объёмы.

Заключение

В ходе визуального исследования мы убедились, что интерьеры Павловского дворца действительно отражают творческий почерк каждого из архитекторов, сохраняя при этом общий стиль. Камерон заложил базовые формы и цветовую гамму — античные пропорции, пастельные стеновые панно и лепнину. Бренна добавил театральность: высокие залы с парадной лепниной, богатые декоративные мотивы (рожки изобилия, кариатиды). Воронихин смягчил обстановку — в его покоях появилось больше красок (розовый, голубой), растительных мотивов и уютных деталей. Росси заверил ансамбль в духе ампира: библиотека с монументальными арками и встроенной мебелью стала кульминацией роста дворца.

Таким образом, гипотеза подтвердилась: во всех примерах «разные руки» создавали гармоничный ансамбль. Несмотря на смену эпох и правителей, заложенные Камероном классические принципы во всех случаях дополнялись индивидуальностью авторов, но не противоречили друг другу. Это позволяет говорить о Павловском дворце как о едином художественном проекте, где каждый участник внёс свой вклад.

Использованные источники:

Bibliography
1.

pavlovskmuseum.ru

2.

AlexanderPalace.org

3.

Конспекты лекций «Два столетия эволюции интерьеров и театрально — декорационного искусства от классицизма к модернизму», кандидата искусствоведения Е. А. Орловской.

4.

Курбатов, В. Я. Павловск: Художественно‑исторический очерк и путеводитель. 1912

Image sources
Show
1.

обложка: Большой Павловский дворец 3. Центральный район, Павловский парк, Павловск. Автор: Игорь Гордеев, 2023.

2.

https://www.spbmuzei.ru Автор неизвестен.

3.

Павловский дворец, 1847 г., картина неизвестного художника

4.

Павловский дворец по Камерону. Реконструкция В. Н. Талепоровского и Ф. И. Милюковой. 1936

5.

https://www.spbmuzei.ru Автор неизвестен.

6.

https://pavlovskmuseum.ru Автор неизвестен.

7.

The Pantheon, Rome, Italy. Автор: Luciano Mortula-LGM

8.

Итальянский зал в Павловском дворце. Автор: IzoeKriv. 2015

9.

Obelisk osnovaniya. Автор: Reklamade, 2012

10.

Колоннада Аполлона 1. Долина реки Славянки, Павловский парк, Павловск. Автор: Игорь Гордеев. 2022

11.

Павловск Храм дружбы. Автор: Tsyganov Sergey. 2014

12.

Павловский дворец. Автор: prostislav1. 1977

13.

https://pavlovskmuseum.ru Автор неизвестен.

14.

Лепнина наддверника в Тронном зале Павловского дворца. Автор неизвестен. 2018

15.

pixabay.com Автор неизвестен.

16.

https://pavlovskmuseum.ru Автор неизвестен.

17.

https://pavlovskmuseum.ru Автор неизвестен.

18.

https://pavlovskmuseum.ru Автор неизвестен.

19.

https://pavlovskmuseum.ru Автор неизвестен.

20.

https://pavlovskmuseum.ru Автор неизвестен.

21.

https://pavlovskmuseum.ru Автор неизвестен.

22.

https://pavlovskmuseum.ru Автор неизвестен.

23.

https://pavlovskmuseum.ru Автор неизвестен.

24.

https://pavlovskmuseum.ru Автор неизвестен.

25.

https://pavlovskmuseum.ru Автор неизвестен.

26.

https://pavlovskmuseum.ru Автор неизвестен.

27.

Павловский (Большой) дворец. Галерея Гонзаго — одна из легенд дворцовых резиденций Петербурга. Автор: Елена Павлова (Смолова). 2017

28.

https://pavlovskmuseum.ru Автор неизвестен.

29.

https://pavlovskmuseum.ru Автор неизвестен.

30.

https://pavlovskmuseum.ru Автор неизвестен.

31.

https://pavlovskmuseum.ru Автор неизвестен.

32.

https://pavlovskmuseum.ru Автор неизвестен.

Павловский дворец и его создатели
2
We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more