Original size 999x1444

Визуальные способы изображения дуальности супергероя в комиксах Marvel

This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes
The project is taking part in the competition

Содержание

• Концепция • Питер Паркер / Человек-Паук • Метт Мердок / Сорвиголова • Тони Старк / Железный Человек • Заключение

Концепция

Данное визуальное исследование посвящено теме дуальности персонажа, которая широко представлена в комиксах Marvel. Начиная с первых комиксов компании, персонажи, скрывающие свою личность за маской супергероя, стали одним из основных сюжетов, который повышал заинтересованность читателя и привлекал большее внимание к новым выпускам. Дуальность позволяет не только более ярко показывать внутренний конфликт персонажа, но и помогает читателю глубже погрузиться в переживания героя. Такой прием в первую очередь оказывает большое влияние на сюжет и диалоги комикса. Он усиливает переживания читателя не только за судьбу супергероя, но и за то, насколько хорошо у него получается скрывать свое настоящее лицо от других людей. Однако, стоит отметить, что дуальность не ограничивается исключительно сюжетом комикса. На восприятие в первую очередь влияет визуальная составляющая графического повествования. Различия в позе, динамике кадра и цветовом решении при изображении одного и того же персонажа в образе супергероя и обычного человека не только помогают восприятию, но и позволяют читателю глубже погрузиться в сюжет комикса.

Одними из ключевых супергероев вселенной Marvel, на примере которых можно рассмотреть феномен дуальности являются Питер Паркер, Тони Старк и Мэтт Мердок. Рассматривая выделенных персонажей, можно наиболее ярко проследить внутренние конфликты, переживания и основные составляющие личности, которые отражены не только в сюжете, но и в визуальной составляющей комикса.

Главной задачей данного исследования является выявление конкретных художественных решений, которые используются авторами для демонстрации дуальности в комиксах Marvel. В рамках визуального анализа будут рассмотрены выпуски различных временных периодов, например «The Amazing Spider-Man (1967) — „Spider-Man No More!“» и «Daredevil (2011–2012) by Mark Waid». Сравнение современного и классического подхода к визуальной составляющей комикса позволит более точно проследить закономерности изображения персонажей как в образах супергероев, так и в образах обычных людей. В результате данного исследования будут выявлены конкретные приемы, благодаря которым визуальная составляющая дуальности персонажей в комиксах помогает глубже раскрыть личность и внутренние переживания супергероев.

Питер Паркер / Человек-Паук

post

Для начала стоит рассмотреть одного из первых супергероев вселенной Marvel — Человека-Паука. Впервые он появился в выпуске выпуске Amazing Fantasy #15 1962 года, где была показана история обычного подростка, который получает суперспособности. Это было уникальным экспериментом для компании, потому что костюм героя не возвышал его, а помогал скрывать хрупкость и уязвимость личности. С первого появления, изображение контраста Человека-Паука и Питера Паркера подкреплялось разничными визуальными эффектами.

Amazing Fantasy #15 / Стэн Ли, Стив Дитко / 1962

Можно заметить, как общее цветовое решение панелей отражает напряженность сюжета. Мягкие и теплые цвета при изображении Питера Паркера в образе человека хорошо контрастируют с темными и приглушенными полутонами, на панели с Человеком-Пауком.

Помимо этого, на левом изображении Питер находится в школе где над ним издеваются и дразнят. Он выглядит зажатым и занимает маленькую часть кадра, часто находясь сбоку. В то же время, Человек-Паук чаще занимает центральное положение, дополняя свою уверенность открытыми позами. Как отмечает Уилл Айснер: «В комиксах позы и жесты имеют первостепенное значение по сравнению с текстом. То, как используются эти изображения, изменяет и определяет основное значение слов.» [1, С. 103]

The Amazing Spider-Man #50 / Стэн Ли, Джон Ромита-старший / 1967

Другим значимым выпуском комиксов про Человека-Паука является издание 1967 года The Amazing Spider-Man #50. В данном визуальном повествовании можно довольно ярко проследить контраст изображения дуальности данного героя.

Наиболее выраженным ходом указанного выпуска остается контрастность цветов. Приглушенные и спокойные тона, подчеркивающие усталость, перегруженность проблемами и замкнутость Питера сменяются яркими и насыщенными при появлении в кадре Человека-Паука.

Помимо этого можно проследить изменение формы и расположения панелей. Ровные квадратные кадры слева сменяются большими и горизонтальными справа и на замену спокойной горизонтальной композиции приходит диагональная динамика.

Original size 1805x1372

The Amazing Spider-Man #50 / Стэн Ли, Джон Ромита-старший / 1967

Одним из наиболее знаковых моментов в комиксах про Человека-Паука является отказ Питера от костюма супергероя. Можно заметить, как общая мрачность кадра контрастирует с яркостью костюма, лежащего в мусорном ведре. Эта панель показывает, что дуальность личности персонажа может оказывать сильное давление на него без костюма, и, несмотря на внешнюю самоуверенность супергероя, вводит Питера без суперкостюма в меланхоличное и депрессивное состояние.

Spider-Man: Blue #1 / Джеф Лоуб, Тим Сейл / 2002

Эксперименты с динамикой и расположением панелей продолжились в выпусках серии Spider-Man Blue. Здесь наиболее широко используется изменение размеров и расположения кадров, что подчеркивает энергию в сценах с присутствием Человека-Паука. Более того, в некоторых сценах образ супергероя выходит за рамки панели, что позволяет не только подчеркнуть интенсивность действия, но и усиливает эффект его неконтролируемости, так как границы рамки считаются «неприкосновенными». [1, С. 46].

Spider-Man Blue #1, #3 / Джеф Лоуб, Тим Сейл / 2002

Можно заметить, что даже в сценах, где Питер Паркер едет на мотоцикле, динамика и энергичность кадра намного меньше, чем на панелях с Человеком-Пауком. Фигура героя не выходит за границы рамки, а на фон сохраняется минималистичным, без большого количества деталей.

Ultimate Spider-Man #3 / Брайан Майкл Бендис, Билл Джемас, Марк Бэгли / 2000

В выпусках комикса Ultimate Spider-Man социальное положение Питера Паркера было переформулировано. Тут он представляется более как социальный подросток, чем как зажатый школьник. В связи с этим меняется и отображение дуальности данного персонажа.

На панелях слева Питер представляется как супергерой в маске, его движения более резкие и театрализованные. Сила героя представляется как нечто «нечеловеческое». Дополняют кадры резкие контрасты и яркие фоны, которые подтверждают уверенность Человека-Паука в своей силе. По словам Скотта МакКлауда: «Даже если персонажи в сцене почти не искажены, экспрессионистский или деформированный фон в большинстве случаев влияет на наше восприятие их внутреннего состояния.» [2, С. 132]

В то же время, на панелях справа сила героя сохраняется, но меняется на более человеческую и социальную. Динамика кадра сохраняется и дополняется более плавными линиями, однако отсутствуют резкие контрасты.

Мэтт Мердок / Сорвиголова

post

Другим примером персонажа во вселенной Marvel с дуальностью и ярко выраженным внутренним конфликтом является Метт Мердок. Он впервые появился в 1964 году в выпуске Daredevil #1. Герой, являющийся адвокатом в реальной жизни, но сражающийся со злом в образе Сорвиголовы, часто пренебрегая законностью своих действий, создает серьезную эмоциональную неопределенность для персонажа. В случае Метта Мердока, супергерой не помогает и возвышает, а наоборот приводит к саморазрушению и тревоге.

Daredevil #1 / Стэн Ли, Билл Эверетт / 1964

В выпуске с первым появлением Метта Мердока можно заметить, как визуальные различия персонажа и супергероя подчеркиваются в контрастности фонов и динамике поз. Несмотря на схожесть приемов, персонажи Сорвиголовы и Человека-Паука имеют множество различий.

Для Питера Паркера суперспособности являются способом сбежать от реальности и перевоплотиться в другого человека. Он не хочет оставаться зажатым подростком и часто наслаждается своим образом супергероя. Его сила вырастает из непринятия социумом и издевательств.

В то же время, сила Метта Мердока рождается из его физической слабости — слепоты. Он не испытывает схожих социальных проблем, являясь успешным студентом и будущем юристом. Несмотря на то, что сила помогает ему, он не испытывает такой же радости и эйфории находясь в образе супергероя. В связи с этим, часто визуальный контраст ролей Сорвиголовы и человека отражен чаще не в радикальном контрасте, а в смене поз или фонов.

Daredevil: Born Again / Фрэнк Миллер, Дэвид Мазуккелли / 1987

В дальнейших выпусках можно заметить изменение динамики поз героя Метта Мердкоа. В образе человека его позы спокойные и уравновешенные, чаще отражают спокойствие. В то же время, Сорвиголова занимает большую часть панели и находится в открытой динамичной позе. Это отражает как внутренняя уравновешенность и спокойствие персонажа дополняется его образом супергероя.

Daredevil: Born Again / Фрэнк Миллер, Дэвид Мазуккелли / 1987

Другой отличительной чертой отражения Сорвиголовы в комиксах можно назвать минималистичность фонов и окружения на панелях с появлением супергероя. В большинстве случаев они остаются белыми или однотонными, в то время как сцены из обычной жизни наполнены деталями и разнообразием фонов. Это связано с тем, что слепой супергерой, полагается не на зрение, а на свои ощущения и видит скорее силуэт, чем детальную картинку. С помощью таких визуальных приемов подчеркивается разница меду героем и человеком.

Daredevil (Vol. 3) / Марк Уэйд, Паоло Ривера / 2011

Daredevil (Vol. 3) / Марк Уэйд, Паоло Ривера / 2011

Подобные приемы используются в некоторых последующих комиксах про Метта Мердока. Минималистичное отображение фонов и иногда отсутствие цвета подчеркивают силу героя и его борьбу с использованием чувств и ощущений. Скотт МакКлауд подчеркивает, что упрощение визуальной составляющей комикса помогает переключить внимание читателя на главное в кадре, которым в данном случае является сам персонаж. [2, С. 31]

Daredevil (Vol. 3) / Марк Уэйд, Паоло Ривера / 2011

В дополнение к схематичным фонам, мир вокруг Сорвиголовы часто отображается как набор контуров и линий, схематично. Это помогает визуально отобразить различие миров: одного, в котором живет Метт Мердок, и другого, в котором живут другие люди.

Тони Старк / Железный человек

post

Следующим ярким примером дуальности в комиксах Marvel является образ Тони Старка. Он выступает контрастом как к персонажу Питера Паркера, так и к персонажу Метта Мердока. Первую интерпретацию данного героя можно увидеть в выпуске Tales of Suspense #39, выпущенном в 1963 году. Однако визуальные приемы в данном комиксе сильно отличались от привычных, представленных в более поздних визуальных новеллах про Тони Старка.

Tales of Suspense #39 / Стэн Ли, Ларри Либер, Дон Хек, Джек Кирби / 1963

Первый выпуск про Железного Человека отличается своей концепцией от последующей истории. В то время, как в дальнейших комиксах жизнь Тони Старка поддерживалась реактором в его груди, в данном выпуске сам костюм помогал герою оставаться в живых. Персонаж испытывал большие неудобства и страдания не имея возможности снимать костюм. Это отражено в визуальном оформлении комикса. В исследовании Табиты Роуз-Энн Зараты отмечается, что такие элементы, как цвет, линии, текстуры и ритмы создают и формируют тела персонажей, их движение, а также их отношения с фоном и окружающими визуальными элементами текста. [3, С. 39]. В данном примере можно заметить, как резкие линии и скованные позы подчеркивают дискомфорт героя.

Iron Man #100 / Билл Мантло, Джордж Таска / 1977

В дальнейших выпусках со сменой костюма движения становятся более плавными и динамичными. Можно заметить, что по сравнению с яркими фонами, присущими комиксам про Человека Паука, и однотонными, которые наблюдались в выпусках про Сорвиголову, в данном комиксе фоны разнообразные, наполненные движением и мелкими деталями. Такое изображение отражает полет Железного Человека и его динамику.

Original size 1805x1384

Iron Man #128 / Дэвид Мишелини, Боб Лэйтон, Джон Ромита-младший / 1979

Несмотря на внешнюю яркость и уверенность Железного Человека, дуальность личности Тони Старка оказывает серьезное влияние на его жизнь. В данном случае конфликт персонажа не связан с его психологическими, социальными или физическими проблемами. В выпусках про Железного Человека тип дуальности представлен в формате конфликта человека и созданной им машины. Из-за силы, которую дает герою костюм, он перестает ощущать себя достаточно сильным в человеческом обличии. В данном выпуске супергерой уже не хочет находиться без костюма, а желает все время оставаться Железным Человеком.

На данном кадре отражено, как свет и тень, падающие на лицо Тони Старка отражают его внутреннее несоответствие ощущению себя. Как подчеркивает в своей работе Уилл Айснер: «Тень вызывает страх — свет подразумевает безопасность» [1, С. 149]. В данной сцене герой боится, что Железный Человек лучше и полезнее него, что он как личность не имеет такой же ценности.

Invincible Iron Man #2, #5 / Мэтт Фрэкшн, Сальвадор Ларрока / 2008

Invincible Iron Man #2, #11 / Мэтт Фрэкшн, Сальвадор Ларрока / 2008

Одним из уникальных приемов отражения дуальности Тони Старка является смешение технологий и человека. В частности такой эффект образуется при наложении технологической сетки на лицо героя в костюме или на объекты которые он видит. При этом можно заметить, как цвет данной сетки меняется в зависимости от происходящего в кадре. К примеру, при расчете или размышлении эти детали окрашиваются в синий, в то время как во время битвы — в красный. В своей статье, посвященной поэтике графического романа Татьяна Семьян упоминает работу «La bande dessiné» А. Барона-Карве, который писал о функциях цвета в комиксе: «По мнению ученого, синие, зеленые и серые цвета выражают загадочность, […], потасовка, неприятная сцена или ситуация, сопровождаемая бурными страстями, проявляется в оранжевых и красных тонах.» [4, C. 164]

Original size 989x590

Iron Man: Extremis Director’s Cut #1 / Уоррен Эллис, Ади Гранов / 2010

Одним из необычных экспериментов среди комиксов про Железного Человека является серия Iron Man: Extremis Director’s Cut. Она заключает в себе наибольшее количество необычных визуальных приемов для отражения дуальности персонажа.

Iron Man: Extremis Director’s Cut #1 / Уоррен Эллис, Ади Гранов / 2010

Данная серия комиксов выполнена с использованием 3D-рендеринга, в связи с чем панели выглядят более реалистично и схожи с фильмом. Сам комикс выполнен в однотонных, приглушенных тонах, а Тони Старк часто изображается сломленным и разочарованным в жизни. Единственными яркими вспышками на страницах выпусков являются панели с изображением костюма Железного Человека. Такое использование цвета еще больше подчеркивает контраст реальной жизни и полетов супергероя в небе.

Iron Man: Extremis Director’s Cut #5 / Уоррен Эллис, Ади Гранов / 2010

Iron Man: Extremis Director’s Cut #5 / Уоррен Эллис, Ади Гранов / 2010

Апогеем данной серии является выпуск, где Тони Старк встраивает в свое тело нанотехнологии Extremis, фактически соединяя свое тело и тело Железного Человека. Такой сюжетный ход является уникальным для вселенной данного супергероя и отражает, как при сильном внутреннем конфликте герой может предпринимать кардинальные решения, которые влияют на всю его дальнейшую жизнь.

post

На одной из панелей можно заметить, что Тони Старк в своем человеческом обличии становится «тенью» Железного Человека. Лицо героя находится в тени, в то время как золотой и сияющий костюм — на свету. Такие контрасты отражают совмещение двух личностей персонажа, и его избавление от дуальности, которая оказывала сильное негативное влияние на жизнь героя.

Данный прием изображения света и тени сохраняется на протяжении всего противопоставления механизма и человека являясь ярким примером того, как визуальная составляющая комикса помогает объяснить мысли и желания персонажа.

Заключение

Данное исследование посвящено исследованию визуального отображения дуальности супергероев Marvel. Анализ был проведен на основе трех персонажей: Питера Паркера, Метта Мердока и Тони Старка. Дуальность для каждого из этих героев отражена разными визуальными приемами, которые соответствуют их внутреннему конфликту.

В комиксах про Человека Паука различия между супергероем и человеком отражены с помощью контраста цветов, разницы поз и поведения. Для Сорвиголовы основными элементами контраста являются однотонные фоны или их отсутствие, а также отличия физической слабости человека в виде слепоты и силы супергероя. Наконец, для Железного Человека конфликт механизма и человека представлен резкостью и угловатостью движений в костюме и плавностью без него, наложением элементов интерфейса на лицо и полным слиянием механизма и человека.

Можно отметить, что дуальность для всех рассматриваемых персонажей отражена разными визуальными приемами, однако в выпусках всегда можно проследить отличия изображения супергероя и человека. Данное исследование показывает, что комикс является полноценной системой, где картинка, диалоги и сюжет работают неразрывно и помогают отразить полный спектр чувств и эмоций, которые закладывает автор визуальной новеллы в историю.

Bibliography
Show
1.

Eisner W. Comics and Sequential Art / W. Eisner. — Tamarac, FL: Poorhouse Press, 1985. — 161 p. — Pp. 46, 103, 149.

2.

McCloud S. Understanding Comics: The Invisible Art / S. McCloud. — New York: HarperCollins Publishers, 1993. — 215 p. — Pp. 31, 132.

3.

Zarate T. R. Utilizing Visual Rhetoric: A New Approach to Comics, Superheroes, and Red Suns / T. R. A. Zarate. — California State University, San Bernardino, 2019. — 118 p. — (Electronic Theses, Projects, and Dissertations; 827). — P. 39.

4.

Графические адаптации произведений русской литературы / Т. Ф. Семьян, Е. А. Смышляев. — Филологический класс. — 2024. — Т. 29, № 3. — С. 162–173. — DOI: 10.26170/2071-2405-2024-29-3-162-173. — С. 164.

Image sources
Show
1.

Комикс «Amazing Fantasy» / Выпуск № 15 / Стэн Ли, Стив Дитко. — 1962. URL: https://readcomiconline.li/Comic/Amazing-Fantasy-15-Spider-Man/Full?id=62737

2.

Комикс «The Amazing Spider-Man» / Выпуск № 50 / Стэн Ли, Джон Ромита-старший (ил.). — 1967. URL: https://readcomiconline.li/Comic/The-Amazing-Spider-Man-1963/Issue-50?id=4019

3.

Комикс «Spider-Man: Blue» / Выпуск № 1 / Джеф Лоуб, Тим Сейл (илл.). — 2002. URL: https://readcomiconline.li/Comic/Spider-Man-Blue/Issue-1?id=45968

4.

Spider-Man: Blue / Выпуск № 3 / Джеф Лоуб, Тим Сейл. — 2002. URL: https://readcomiconline.li/Comic/Spider-Man-Blue/Issue-3?id=45972

5.

Комикс «Ultimate Spider-Man» / Выпуск № 3 / Брайан Майкл Бендис, Билл Джемас, Марк Бэгли (илл.). — 2000. URL: https://readcomiconline.li/Comic/Ultimate-Spider-Man-2000/Issue-3?id=8003

6.

Комикс «Daredevil» / Выпуск № 1 / Стэн Ли, Билл Эверетт. — 1964. URL: https://readcomiconline.li/Comic/Daredevil-1964/Issue-1?id=638

7.

Комикс «Daredevil: Born Again» / Полное издание / Фрэнк Миллер, Дэвид Мазуккелли (илл.). — 1987. URL: https://readcomiconline.li/Comic/Daredevil-Born-Again/Full?id=48717

8.

Комикс «Daredevil» (Vol. 3) / Выпуск № 1 / Марк Уэйд, Паоло Ривера (илл.). — 2011. URL: https://readcomiconline.li/Comic/Daredevil-2011/Issue-1?id=1156

9.

Комикс «Tales of Suspense» / Выпуск № 39 / Сценарий: Стэн Ли (идея), Ларри Либер; художники: Дон Хек, Джек Кирби (обложка). — 1963. URL: https://readcomiconline.li/Comic/Tales-of-Suspense-1959/Issue-39?id=35538

10.

Комикс «Iron Man» / Выпуск № 100 / Билл Мантло, Джордж Таска (илл.). — 1977. URL: https://readcomiconline.li/Comic/Iron-Man-1968/Issue-100?id=19305

11.

Комикс «Iron Man» / Выпуск № 128 («Demon in a Bottle») / Дэвид Мишелини, Боб Лэйтон, Джон Ромита-младший (илл.). — 1979. URL: https://readcomiconline.li/Comic/Iron-Man-1968/Issue-128?id=19335

12.

Комикс «Invincible Iron Man» / Выпуск № 2 / Мэтт Фрэкшн, Сальвадор Ларрока (илл.). — 2008. URL: https://readcomiconline.li/Comic/Invincible-Iron-Man-2008/Issue-2?id=10119

13.

Комикс «Invincible Iron Man» / Выпуск № 5 / Мэтт Фрэкшн, Сальвадор Ларрока (илл.). — 2008. URL: https://readcomiconline.li/Comic/Invincible-Iron-Man-2008/Issue-5?id=10137

14.

Комикс «Invincible Iron Man» / Выпуск № 11 / Мэтт Фрэкшн, Сальвадор Ларрока (илл.). — 2008. URL: https://readcomiconline.li/Comic/Invincible-Iron-Man-2008/Issue-11?id=10110

15.

Комикс «Iron Man: Extremis Director’s Cut» / Выпуск № 1 / Уоррен Эллис, Ади Гранов (илл.). — 2010. URL: https://readcomiconline.li/Comic/Iron-Man-Extremis-Director-s-Cut/Issue-1?id=92522

16.

Комикс «Iron Man: Extremis Director’s Cut» / Выпуск № 5 / Уоррен Эллис, Ади Гранов (илл.). — 2010. URL: https://readcomiconline.li/Comic/Iron-Man-Extremis-Director-s-Cut/Issue-5?id=92526

Визуальные способы изображения дуальности супергероя в комиксах Marvel
We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more