Original size 1495x2100

Эволюция технологий создания клонов в кинематографе

This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes
The project is taking part in the competition

Концепция

Клоны начали появляться в кино вместе с ростом интереса к новым научным технологиям и их возможному влиянию на наше будущее. Ранние попытки визуализировать человеческие копии были направлены на то, чтобы показать альтернативные версии героя «со стороны» и исследовать темы идентичности, уникальности и сложности человеческой личности.

big
Original size 3130x1304

«Множество», 1996. Режиссёр — Харольд Рэмис, супервайзер по визуальным эффектам — Ричард Эдланд (Boss Film Studios).

Первые кино-двойники создавались преимущественно с помощью технологий сплит-скрина, хромакея и использования дублёров. Эти методы позволяли формировать иллюзию присутствия нескольких персонажей в одном пространстве, однако они требовали много времени на подготовку и точную постановку кадра.

Современные фильмы стремятся к ещё большей реалистичности, сочетая актёрскую игру с более сложными цифровыми методами.

С развитием компьютерных технологий задача создания клонов усложнилась. Теперь стало важно не только разместить в кадре двух одинаковых людей, но и обеспечить полное совпадение мимики, движений и эмоциональных реакций. Любое несовершенство освещения, дополнительные тени или нарушение синхронности клонов может сделать персонажей искусственными.

Главной особенностью клонов является то, что их внешний вид должен предельно точно повторять облик главного героя и его пластику.

В моём визуальном исследовании я буду анализировать убедительность и реалистичность клонов и рассматривать разные методы их создания. Для того, чтобы проследить эволюцию технологий, фильмы будут располагаться в хронологическом порядке. В исследовании я буду опираться на статьи и журналы, интервью и подкасты со специалистами по визуальным и специальным эффектам.

Множество (1996)

Original size 3130x1304

«Множество», 1996. Режиссёр — Харольд Рэмис, супервайзер по визуальным эффектам — Ричард Эдланд (Boss Film Studios).

В качестве одного из первых фильмов с большим количеством человеческих клонов важно рассмотреть «Множество». Главный герой (Майкл Китон) создаёт несколько собственных копий, чтобы преуспеть на работе и выполнять много дел.

Перед VFX-специалистами Boss Film Studios стояла задача не допустить, чтобы у зрителя возникало ощущение обмана, будто всех клонов играет один актёр.

Original size 4995x1174

Кадры со съёмок. «Множество», 1996. Режиссёр — Харольд Рэмис, супервайзер по визуальным эффектам — Ричард Эдланд (Boss Film Studios).

Часть шотов снималась на зелёном фоне. Майкл Китон исполнял целые эпизоды в образе всех четырех персонажей. Использование хромакея позволило затем создать единый кадр из нескольких. Стоит отметить, что съёмка таких эпизодов занимала очень большое количество времени и замедляла процесс, так как актёру нужно было постоянно переодеваться и менять образы.

Этапы создания шотов. «Множество», 1996. Режиссёр — Харольд Рэмис, супервайзер по визуальным эффектам — Ричард Эдланд (Boss Film Studios).

Некоторые шоты были созданы с использованием дублёра в зелёном костюме, чтобы «дать пять» и «ударить в грудь». Сначала Китон взаимодействовал с дублером или видеокамерой на стороне «А» кадра, а затем на стороне «Б» он наблюдал за своей предыдущей игрой на мониторе.

Original size 3134x1310

«Множество», 1996. Режиссёр — Харольд Рэмис, супервайзер по визуальным эффектам — Ричард Эдланд (Boss Film Studios).

Для одного кадра был создан зелёный экран со специальными отверстиями, чтобы один персонаж мог выдувать сигаретный дым в лицо клона. Внимание к освещению и теням было
тоже неотъемлемой частью процесса.

У нас была система motion control, которая была бесшумной. Мы исползовали Fisher Model 9 Dolly.

Ричард Эдланд — супервайзер по визуальным эффектам (Boss Film Studios)

Работа над кадрами со сплин-скрином, снятыми с технологией motion control, была значительно улучшена благодаря системе композитинга Boss, разработанной на съёмочной площадке Гаутамом Кришнамурти, Шахрилом Ибрагимом и Хиро Миёси. Благодаря этому у команды была возможность сразу на съёмочной площадке смотреть, правильно ли были сняты шоты, и иметь возможность переснять материал. У команды был отдельный трейлер для VFX-специалистов.

Новая система была незаменима для определения направления взгляда, а также помогала Китону правильно рассчитать время для того, чтобы шоты с диалогом клонов выглядели реалистичными.

Процесс цифрового композитинга с помощью технологии «Elastic Reality». «Множество», 1996. Режиссёр — Харольд Рэмис, супервайзер по визуальным эффектам — Ричард Эдланд (Boss Film Studios).

Original size 750x419

Схема этапов цифрового композитинга. «Множество», 1996. Режиссёр — Харольд Рэмис, супервайзер по визуальным эффектам — Ричард Эдланд (Boss Film Studios).

Стоит отметить, что в 1996 году технологии визуальных эффектов были более ограниченными, чем сейчас, однако команда использовала хитрые трюки, чтобы создать впечатление, будто несколько Китонов взаимодействуют в разных кадрах.

В одном из видеообзор команда Corridor Crew анализировали технологию создания сцены, в которой один Китон наливает газировку другому Китону. На этапе композитинга аккуратно вырезались части рук Китона вокруг стакана для объединения двух отдельных шотов.

Однако, «Множество» по-прежнему интересно смотреть, так как эффекты, которым уже почти тридцать лет, выглядят достаточно правдоподобно.

0

«Множество», 1996. Режиссёр — Харольд Рэмис, супервайзер по визуальным эффектам — Ричард Эдланд (Boss Film Studios).

Луна 2112 (2009)

Original size 3360x1400

«Луна 2112», 2009. Режиссёр Данкан Джонс, супервайзер по визуальным эффектам — Саймон Стэнли-Клэмп (Cinesite).

Для фильма «Луна 2112» использовался похожий набор технологий, однако они немного изменился и даже улучшились.

Cinesite тоже использовали разные виды сплит-скрина, чтобы показать двоих Сэмов, взаимодействующих друг с другом.

Original size 800x331

«Луна 2112», 2009. Режиссёр Данкан Джонс, супервайзер по визуальным эффектам — Саймон Стэнли-Клэмп (Cinesite).

Original size 800x331

«Луна 2112», 2009. Режиссёр Данкан Джонс, супервайзер по визуальным эффектам — Саймон Стэнли-Клэмп (Cinesite).

Для этой сцена были отдельно сняты шоты с разными клоны. Команда использовала ускоренную интерполяцию движения, чтобы обеспечить более плавный переход между кадрами. На этапе постпродакшена был добавлен анимированный 2D-шарик для пинг-понга.

Original size 1000x415

«Луна 2112», 2009. Режиссёр Данкан Джонс, супервайзер по визуальным эффектам — Саймон Стэнли-Клэмп (Cinesite).

Кадры со съёмок. «Луна 2112», 2009. Режиссёр Данкан Джонс, супервайзер по визуальным эффектам — Саймон Стэнли-Клэмп (Cinesite).

Сцены взаимодействия клонов являются самыми сложными для создания. Поэтому часть шотов для сцены с дракой была снято со спины, чтобы было видно лицо только одного клона и плечо другого.

Однако режиссёр решил добавить сцену с двумя клонами, душащими друг друга. Для этого использовали хромакей и дублёра с зелёной маской и маркировочными метками для трекинга, чтобы на этапе постпродакшена соединить шоты.

0

«Луна 2112», 2009. Режиссёр Данкан Джонс, супервайзер по визуальным эффектам — Саймон Стэнли-Клэмп (Cinesite).

«Луна 2112», 2009. Режиссёр Данкан Джонс, супервайзер по визуальным эффектам — Саймон Стэнли-Клэмп (Cinesite).

Original size 1000x415

«Луна 2112», 2009. Режиссёр Данкан Джонс, супервайзер по визуальным эффектам — Саймон Стэнли-Клэмп (Cinesite).

Для кадра, где Сэм № 2 ощупывает лоб Сэма № 1, было сделано три шота с технологием motion control. Сначала Сэма № 1 играл с дублёром, выступающим в роли Сэма № 2. Во втором шоте актёр играл Сэма № 2. Третий шот позволил удалить дополнительное освещение, напольные маркеры, а также лишние тени. На этапе постпродакшена Cinesite прикрепили руку дублера к Сэму № 2 с помощью ротоскопирования и деформации одежды.

Обливион (2013)

Original size 3360x1400

«Обливион», 2013. Режиссёр Джозеф Косински, супервайзеры по визуальным эффектам — Эрик Барба, Чарльз Болвелл (Digital Domain).

Для фильма «Обливион» нужно было создать динамичную сцену боя, когда Джек-49 сталкивается с Джеком-52.

«Обливион», 2013. Режиссёр Джозеф Косински, супервайзеры по визуальным эффектам — Эрик Барба, Чарльз Болвелл (Digital Domain).

Здесь так же используются способ съёмки через плечо и сплит-скрин, как и в предыдущих фильмах.

В случаях, где бойцы оказывались в одной плоскости, применялась замена лица — метод, позволяющий наложить цифровое лицо Тома Круза на тело дублёра и адаптировать мимику под действия в кадре.

Original size 1000x415

«Обливион», 2013. Режиссёр Джозеф Косински, супервайзеры по визуальным эффектам — Эрик Барба, Чарльз Болвелл (Digital Domain).

0

Кадры со съёмок дублёра. «Обливион», 2013. Режиссёр Джозеф Косински, супервайзеры по визуальным эффектам — Эрик Барба, Чарльз Болвелл (Digital Domain).

Однако команда использовала новую технологию для замены лица героя. Том Круз провёл сеанс сканирования при помощи ICT Light Stage. Затем это послужило основой для лица с помощью компьютерной графики, которое было наложено на тело дублёра.

Важно отметить, что новая технология позволила создать более сложные сцены с наложением лица. Практически невозможно понять, где был дублёр.

Кадры замены лица двойника. «Обливион», 2013. Режиссёр Джозеф Косински, супервайзеры по визуальным эффектам — Эрик Барба, Чарльз Болвелл (Digital Domain).

Таким образом, сцена драки двух Джеков была создана как гибрид практических съёмок и цифровых методик, что позволило сократить время съёмки и улучшить динамику кадра.

Гемини (2019)

0

«Гемини», 2019. Режисёр Энг Ли, супервайзеры по визуальным эффектам — Билл Вестенхофер, Гай Уильямс, Джо Леттери (Weta Digital).

Создание клона для «Гемини» отличается от предыдущих фильмов тем, что надо было сделать молодую версию главного героя и создать полноценную 3D-модель персонажа.

Важно было сохранить реалистичность и не допустить эффекта «зловещей долины».

Команда Weta тоже сканировала лицо Уилла Смита, как это уже делали в фильме «Обливион». На этот раз использовали технологии FACS и USC ICT Light. Стоит отметить, что Weta сканировали даже «заднюю сторону зубов» актёра.

«Сеанс FACS показывает, как движется каждая мышца на лице, но он также показывает, как кожа с её разной плотностью отражает это движение», — отмечает Гай Уильямс, супервайзер по визуальным эффектам.

Original size 4257x761

Этапы создания эпизода. «Гемини», 2019. Режисёр Энг Ли, супервайзеры по визуальным эффектам — Билл Вестенхофер, Гай Уильямс, Джо Леттери (Weta Digital).

Уилл Смит тоже играл роль своего клона, а некоторые сцены снимали с участием дублёра. На актёре всё время находилось устройство HMC, которое имело два небольших инфракрасных кольца вокруг камер. Эта технология позволяла фиксировать движения актёра при недостаточном освещении.

Специалисты Weta настаивали, что актёрская игра — это главное, и тело тоже является частью актёрской игры. Поэтому они не стали заменять только голову Уилла (Джуниора), так как движения тела смотрелись бы неправдоподобно.

Готовое цифровое изображение Джуниора и предыдущий этап создание модели.«Гемини», 2019. Режисёр Энг Ли, супервайзеры по визуальным эффектам — Билл Вестенхофер, Гай Уильямс, Джо Леттери (Weta Digital).

Команде Weta пришлось создать детально анимированное лицо Джуниора с правильной текстурой кожи. Специалисты также усовершенствовала сложный процесс создания цифровых глаз.

Original size 4257x762

Этапы создания цифровой кожи. «Гемини», 2019. Режисёр Энг Ли, супервайзеры по визуальным эффектам — Билл Вестенхофер, Гай Уильямс, Джо Леттери (Weta Digital).

Мы разработали технологию, которая определяла потоки крови в коже молодого актёра, чтобы создать более реалистичную кожу во время движения.

— Гай Уильямс, супервайзер по визуальным эффектам

Компания Weta Digital разработала и новую технологию Deep Shapes, которая позволила аниматорам существенно улучшить движения мышц лица.

Original size 1000x555

Процесс создания цифрового клона. «Гемини», 2019. Режисёр Энг Ли, супервайзеры по визуальным эффектам — Билл Вестенхофер, Гай Уильямс, Джо Леттери (Weta Digital).

«Гемини», 2019. Режисёр Энг Ли, супервайзеры по визуальным эффектам — Билл Вестенхофер, Гай Уильямс, Джо Леттери (Weta Digital).

Результаты представляют собой одну из лучших работ с цифровым клоном. 3D-персонаж выглядит очень реалистично благодаря тщательной проработке деталей, точному воспроизведению мимики, текстур кожи и естественным движениям.

Основание (2021-2025)

Original size 5231x2400

«Основание», 2021-2025. Режиссёр — Дэвид С. Гойер. Силиконовые модели студии Millennium FX.

Для создания клонов в сериале «Основание» был выбран другой подход. Вместо полного перехода к CGI создатели решили использовать физические куклы, созданные на основе высокоточных 3D-сканов актёров. Они были отлиты из силикона и затем детализированы.

Такое решение, вероятно, было принято из-за того, что клоны должны были находится в жидкости, что значительно усложняет симуляцию волос и уменьшает реалистичность. Поэтому практические модели бы давали более естественный результат.

Original size 5231x1816
Original size 5231x1816

«Основание», 2021-2025. Режиссёр — Дэвид С. Гойер. Силиконовые модели студии Millennium FX.

Original size 3360x1394

«Основание», 2023. Режиссёр — Дэвид С. Гойер, супервайзер по визуальным эффектам — Крис Маклин.

Команда планировала снимать много сезонов и сцен с инкубационными капсулами, где находятся тела будущих клонов династии Клеонов.

Например, в одном из эпизодов 2 сезона, понадобилось сделать сцену с освобождением всех трёх клонов из резервуаров. Важно отметить, как правдоподобно выглядит движение волос всех Клеонов.

Original size 750x311

«Основание», 2023. Режиссёр — Дэвид С. Гойер, супервайзер по визуальным эффектам — Крис Маклин.

Original size 5231x1403

«Основание», 2023. Режиссёр — Дэвид С. Гойер, супервайзер по визуальным эффектам — Крис Маклин.

Заключение

Таким образом, технологии создания клонов в кино улучшились со временем: от простых приёмов — сплит-скрина и хромакея — до комплексных цифровых методов. На ранних этапах создания сцены с клонами требовали большого количества времени: актёру приходилось многократно повторять сцены в разных образах, а съёмочной группе нужно было контролировать точность движений и выверять каждый кадр во время съёмки. Современные CGI-технологии позволили создавать более сложные и динамичные сцены. Это облегчает и ускоряет производство на площадке, но при этом значительно увеличивает объём и сложность постпродакшена. Однако для определённых задач всё также могут использоваться практические методы создания клонов.

Bibliography
Show
1.

American cinematographer, 1996, Июнь.

2.

Multiplicity. BOSS FILM STUDIOS // URL: http://www.vfxhq.com/1996/multiplicity.html (дата обращения 19.11.25)

3.

Multiplicity. Сайт IMDb // URL: bhttps://www.imdb.com/title/tt0117108/fullcredits/?ref_=tt_ov_ql_1 (дата обращения 19.11.25)

4.

Richard Edlund looks back at the making of Multiplicity // URL: https://beforesandafters.com/2021/07/17/richard-edlund-looks-back-at-the-making-of-multiplicity/ (дата обращения 19.11.25)

5.

Making of Multiplicity // URL: https://www.youtube.com/watch?v=vqLjgJi-re8 (дата обращения 19.11.25)

6.

Very Clean: Michael Keaton’s $37M Sci-Fi Comedy Disappointment Praised By VFX Artists 28 Years Later // URL: https://screenrant.com/multiplicity-movie-michael-keaton-vfx-experts-response/ (дата обращения 19.11.25)

7.

Cinefex № 118, 2009, Июль.

8.

Moon. Сайт IMDb // URL: https://www.imdb.com/title/tt1182345/?ref_=nv_sr_srsg_0_tt_8_nm_0_in_0_q_moon%25202009 (дата обращения 19.11.25)

9.

The Making of Moon: Sam Rockwell, Duncan Jones, and the Crew Talk About the Making of the Film // URL: https://www.youtube.com/watch?v=x951kc84EHs (дата обращения 19.11.25)

10.

Creating the Visual Effects — Moon (2009) // URL: https://www.youtube.com/watch?v=I4KrBgC1HlA (дата обращения 19.11.25)

11.

The vfx show #98: Moon // URL: https://www.fxguide.com/thevfxshow/vfxs098-moon/ (дата обращения 19.11.25)

12.

Moonbase Alpha, Moonbase Beta: Sam Rockwell Is the Secret VFX at the Heart of Duncan Jones’ Moon // URL: https://cinephiliabeyond.org/moon/ (дата обращения 21.11.25)

13.

American Cinematographer, 2013, Май.

14.

Oblivion. Сайт IMDb // URL: https://www.imdb.com/title/tt1483013/?ref_=fn_t_1 (дата обращения 21.11.25)

15.

The Making Of «OBLIVION» Behind The Scenes // URL: https://www.youtube.com/watch?v=zOYGk0eRdJI (дата обращения 21.11.25)

16.

Inside Oblivion // URL: https://www.fxguide.com/fxfeatured/inside-oblivion/ (дата обращения 19.11.25)

17.

Gemini Man. Сайт IMDb // URL: https://www.imdb.com/title/tt1025100/?ref_=nv_sr_srsg_0_tt_7_nm_1_in_0_q_gemini (дата обращения 21.11.25)

18.

Gemini Man VFX | Breakdown — Junior | Weta Digital // URL: https://www.youtube.com/watch?v=V1lTuNLuIO8 (дата обращения 21.11.25)

19.

Amazing Before & After VFX Breakdown — Gemini Man // URL: https://www.youtube.com/watch?v=8w6QFBlxa1I (дата обращения 21.11.25)

20.

Gemini man // URL: https://www.fxguide.com/fxfeatured/face-it-will-gemini-man/ (дата обращения 23.11.25)

21.

Foundation. Сайт IMDb // URL: https://www.imdb.com/title/tt0804484/?ref_=nv_sr_srsg_0_tt_7_nm_1_in_0_q_foundation (дата обращения 23.11.25)

22.

Clone Bodies — Foundation. // URL: https://millenniumfx.co.uk/portfolio-item/clone-bodies-foundation/ (дата обращения 23.11.25)

23.

Chris MacLean on the design, action, and VFX of Foundation // URL: https://www.fxguide.com/fxpodcasts/fxpodcast-chris-mcclean-on-the-design-action-and-vfx-of-foundation/ (дата обращения 23.11.25)

24.

Foundation. // Сайт IMDb URL: https://theblueprint.ru/culture/specials/enciklopediya-henri-matisse (дата обращения 23.11.25)

Image sources
Show
1.

«Множество», 1996. Режиссёр — Харольд Рэмис.

2.

«Луна 2112», 2009. Режиссёр Данкан Джонс.

3.

«Обливион», 2013. Режиссёр Джозеф Косински.

4.

«Гемини», 2019. Режиссёр Энг Ли.

5.

«Основание», 2021-2025. Режиссёр Дэвид С. Гойер.

6.

Making of Multiplicity // URL: https://www.youtube.com/watch?v=vqLjgJi-re8 (дата обращения 19.11.25)

7.

The Making of Moon: Sam Rockwell, Duncan Jones, and the Crew Talk About the Making of the Film // URL: https://www.youtube.com/watch?v=x951kc84EHs (дата обращения 19.11.25)

8.

Creating the Visual Effects — Moon (2009) // URL: https://www.youtube.com/watch?v=I4KrBgC1HlA (дата обращения 19.11.25)

9.

The Making Of «OBLIVION» Behind The Scenes // URL: https://www.youtube.com/watch?v=zOYGk0eRdJI (дата обращения 21.11.25)

10.

Gemini Man VFX | Breakdown — Junior | Weta Digital // URL: https://www.youtube.com/watch?v=V1lTuNLuIO8 (дата обращения 21.11.25)

11.

Clone Bodies — Foundation. // URL: https://millenniumfx.co.uk/portfolio-item/clone-bodies-foundation/ (дата обращения 23.11.25)

Эволюция технологий создания клонов в кинематографе
We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more