Original size 735x978

Жюль Шере: как цвет и движение создали язык плаката

PROTECT STATUS: not protected
4
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes

Оглавления

1. Введение 2. Новаторство в технике и цвете 3. Движение как основа композиции 4. Создание нового визуального языка 5. Наследие Жюля Шере 6. Заключение

Введение

Мое исследование посвящено Жюлю Шере — художнику, который превратил рекламный плакат в настоящее искусство. Что меня особенно восхищает в его работах — это удивительная способность передавать атмосферу события буквально несколькими штрихами. Взглянув на его афиши, сразу понимаешь — вот это шумный вечер в кабаре, а вот — изысканный театральный спектакль.

big
Original size 1137x1600

Жюль Шере, «Лой Фуллер» в «Фоли-Бержер», 1893.

В отличие от существовавших до Шере текстовых объявлений с минимальными иллюстрациями, работы Шере представляли собой совершенно новый подход к визуальной коммуникации. Если типичная афиша 1850-х годов состояла из плотных строк мелкого шрифта с описанием мероприятия и сопровождалась статичной черно-белой гравюрой аллегорического содержания, то плакаты Шере буквально взрывали городское пространство своей энергией и цветом.

Париж второй половины XIX века был центром культурных и технологических инноваций. Развитие литографии, появление новых печатных техник и рост массовой культуры создали идеальные условия для рождения нового визуального языка. Шере, начинавший как гравёр, быстро осознал потенциал цветной печати. Его работы для кабаре, театров и коммерческих предприятий отличались не только яркостью, но и необычной для того времени динамикой композиции.

Ключевой вклад Шере в графический дизайн — это синтез цвета и движения, который позволил ему создавать плакаты, мгновенно привлекающие внимание. В отличие от статичных академических произведений, его работы были наполнены энергией: танцовщицы в развевающихся платьях, летящие силуэты, игра света и тени. Этот подход не только соответствовал духу времени (влияние импрессионизма и японской гравюры), но и предвосхитил многие приёмы, которые позже использовались в ар-нуво, модернизме и даже современной рекламе.

При подготовке исследования основное внимание уделялось достоверным источникам — архивным материалам, музейным каталогам и научным публикациям по истории искусства. Такой подход позволяет сохранить объективность и точность в анализе.

Данное исследование ставит своей целью раскрытие новаторского визуального кода, созданного Жюлем Шере через эксперименты с цветом и композицией. Художник не просто разработал новый стиль — он сформировал целую систему визуальной коммуникации, влияние которой выходит далеко за рамки его эпохи.

Определенно нельзя отрицать, что именно Шере заложил те фундаментальные принципы графического дизайна плаката, которые остаются актуальными и сегодня. Его работы демонстрируют не случайные находки, а продуманную систему визуальных решений, что подтверждается как анализом его произведений, так и их очевидным влиянием на последующие поколения художников.

Новаторство в технике и цвете

Жюль Шере кардинально изменил подход к цвету в плакатном искусстве, превратив его из второстепенного элемента в главное выразительное средство. В отличие от академической живописи с её сложными тональными переходами или монохромной печатной графики, Шере сделал ставку на чистые, интенсивные цвета, которые мгновенно привлекали внимание на улицах Парижа.

Original size 2760x4096

Жюля Шере «Bal du Moulin Rouge» 1889 году

Его палитра была не просто яркой — она была кричащей. Шере использовал цвет как инструмент эмоционального воздействия. Важным приёмом стал контраст. Шере в меньшей степени использовал сложные оттенки, предпочитая сопоставление крупных цветовых плоскостей: например, алые фигуры и желтый текст на синем фоне. Это не только усиливало читаемость плаката на расстоянии, но и создавало эффект движения — особенно в сочетании с его фирменными жывыми силуэтами.

Original size 1903x875

Жюль Шере, француз (1836-1932) «Ареола Юга» / Жюль Шере.афиша, рекламирующая «Таверну Олимпия», Париж, 1899. / Жюль Шере, француз (1836-1932) Пан

Original size 1152x1728

Жюль Шере, (1836-1932) Пантомимы Люминиусов

Влияние японской гравюры (укиё-э) заметно в его любви к локальному цвету и отсутствию объёма. Однако Шере адаптировал эти принципы для западной аудитории, добавив динамики. Например, в плакате «Фоли-Бержер» плоские фигуры танцовщиц кажутся живыми именно благодаря резким цветовым акцентам и живому силуэту, как будто пойманному в мгновение движению.

Original size 2272x3200

Жюль Шере, «Фоли-Бержер», «Цветок лотоса», 1893 год

Цвет у Шере нёс и прагматичную функцию: он делал плакаты узнаваемыми даже без чтения текста. Зрители запоминали названия заведений, благодаря визуальным образам. Этот принцип позже лёг в основу современного брендинга, где цвет становится ключевым идентификатором. Таким образом, Шере не просто украшал плакаты — он превратил цвет в самостоятельный язык, способный передавать эмоции, движение и даже звук (шум толпы, музыку).

Original size 1121x1600

Жюль Шере. Афиша Se Vend Partout (1836-1932)

Движение как основа композиции

Жюль Шере превращал свои плакаты в визуальные симфонии движения, где каждый элемент композиции работал на создание динамичного образа. Его гений заключался в умении запечатлеть не статичный момент, а сам пульс жизни — взмах юбки танцовщицы, кульминацию циркового трюка, порыв ветра, подхватывающий платок акробатки. В отличие от современных ему художников, Шере мыслил плакат не как плоское изображение, а как остановленный кадр непрерывного действия, за которым зритель мог угадать предыдущие и последующие движения.

Original size 1502x1064

Жюль Шере. Афиша балета-пантомимы «Радуга», представленного в «Фоли-Бержер», 1893 г. / Жюль Шере. Постер к картине «Эльдорадо»

Секрет этой динамики кроется в нескольких ключевых приёмах. Во-первых, Шере мастерски использовал силуэты — его танцовщицы и акробаты всегда запечатлены в самых выразительных позах, на грани баланса и падения, в момент наивысшего напряжения.

Original size 1712x1311

Жюль Шере, Арлеттедоргер 1890 / Жюль Шере, Постер «Олимпия, „Русские горки“ на бульваре Капуцинок», 1892 год

Во-вторых, он превращал элементы костюмов — развевающиеся юбки, летящие шарфы, разлетающиеся фраки — в визуальные проводники энергии, которые буквально увлекали взгляд зрителя по заданной траектории. Эти приёмы он заимствовал из театра и только зарождавшейся тогда фотографии, где как раз учились ловить «решающий момент».

Original size 1502x1064

Жюль Шере, каток на Елисейских полях, 1890 год. / Всемирная выставка 1889 года, Страна фей

Особую роль играла работа с линией — Шере использовал изогнутые, почти музыкальные контуры, которые создавали ощущение ритма и непрерывности. В его плакатах волнообразные линии задают темп и настроение. При этом художник умело балансировал между наполненными и пустыми зонами — свободное пространство вокруг фигур не было мёртвым, а, напротив, усиливало ощущение движения, как паузы в музыкальном произведении.

Original size 2129x3000

Жюль Шере, (1836-1932) Саксолеин

Важно отметить, что Шере никогда не работал с движением в отрыве от цвета. Его яркие, чистые тона не просто заполняли формы, а усиливали динамику — вспышки красного и жёлтого создавали акценты, подобные ударным в оркестре, а холодные синие и зелёные тона оттеняли эти всплески энергии. В результате даже самые простые с точки зрения сюжета плакаты — одинокая девушка или танцующая пара — превращались в истории, где движение становилось главным героем. Этот синтез формы, цвета и ритма сделал Шере не просто художником, а настоящим режиссёром плакатного искусства.

Original size 1143x523

Жюль Шере, реклама «Театрофона» для трансляции музыкальных концертов, 1890 год. / Афиша первого «Большого маскарада», Театр оперы, Париж, 1896 год. / Зимний карнавал, 1894

Создание нового визуального языка

Жюль Шере не просто создавал плакаты — он изобрел принципиально новый визуальный язык, который навсегда изменил графический дизайн. Его гений заключался в умении синтезировать коммерческую функцию рекламы с художественной выразительностью, создавая образы, которые одновременно привлекали внимание и становились произведениями искусства. В отличие от традиционных афиш того времени, перегруженных текстом и сложными аллегориями, плакаты Шере говорили на универсальном языке цвета, формы и движения. Он разработал систему визуальных кодов, где каждая деталь — от изгиба линии до контраста цветов — работала на мгновенное узнавание и эмоциональное воздействие.

Original size 1199x1458

Жюль Шере, француз (1836-1932) Aux Buttes Chaumont / Жюль Шере, Арлеттедоргер 1890

Основой этого нового языка стала радикальная простота. Шере сознательно отказывался от излишней детализации, сводя изображение к самым выразительным элементам. Его фигуры часто представляли собой силуэты с минимальной проработанностью, но при этом невероятно динамичные и эмоционально заряженные. Такой подход позволял зрителю с первого взгляда уловить суть сообщения, даже с большого расстояния или на ходу — что было принципиально важно для уличной рекламы. При этом простота у Шере никогда не переходила в примитивизм — каждый его плакат сохранял изысканность и свою уникальную проработаность.

Original size 932x1333

Жюль Шере. Рекламный плакат моторного масла «Бензо-Мотор» специально для автомобилей, 1901 г

Original size 1546x1074

Жюль Шере. Плакат, рекламирующий аперитив «Квинкина Дюбонне», 1895. / Жюль Шере. Мулен Руж, Бланш, 1889.

Особенностью нового визуального языка стало создание узнаваемых графических формул. Шере разработал своеобразные «архетипы», которые, варьируясь, повторялись в разных работах, создавая устойчивую систему образов. Эти формулы были настолько выразительными и совершенными, что мгновенно врезались в память, становясь частью визуальной культуры эпохи. По сути, Шере изобрел то, что сегодня мы назвали бы «визуальным брендингом» — его плакаты узнавались сразу, даже без подписей и логотипов.

Original size 1443x1026

Плакат Жюля Шере с рекламой «Альказара д’Эте» с Каняровой в главной роли. /

Original size 1077x1600

Жюль Шере, реклама дезодорированного керосина «Quinquina Dubonnet», 1896 год.

Однако плакаты Шере не страдали однообразностью несмотря на явную узнаваемость. В них были совершенно разные сюжеты и настроения, что явно показывает мастерство автора и его способность безупречно работать с собственным стилем не противоречат ему, но не становясь его рабом.

Original size 1152x1728

Плакат с рекламой «Перечной мяты», 1899 год

Original size 1448x698

Жюль Шере, француз (1836-1932) Concert des Ambassadeurs / Жюль Шере, Фоли-Бержер. До-ми-соль-до. 1878 / Жюль Шере. Репродукция афиши «Парижских скачек» на Ипподроме Порт-Майот, Париж, 1890 г.

Важной составляющей нового языка стал синтез высокого и массового искусства. Шере демократизировал художественные приемы, заимствуя элементы у японской гравюры, импрессионизма и театральной декорации, но адаптируя их для задач массовой коммуникации. Он доказал, что реклама может быть эстетически значимой, а искусство — доступным широкой публике. Этот принцип лег в основу всей последующей истории графического дизайна, от ар-нуво до современного стрит-арта.

Наследие Жюля Шере

Жюль Шере оставил после себя наследие, которое продолжает жить и развиваться в современном графическом дизайне. Его новаторский подход к плакатному искусству стал фундаментом для последующих поколений художников. Уже его современники — Тулуз-Лотрек и Альфонс Муха — явно находились под влиянием его стиля, перенимая принципы работы с силуэтом и цветом. Но настоящее значение его вклада проявилось в том, как его идеи были переосмыслены в XX и XXI веках.

Original size 1294x1026

Анри де Тулуз-Лотрек, «Мулен Руж, Ля Гулю» («Moulin Rouge, La Goulue»), 1891 г. / Жюль Шере, плакат, посвященный дижестиву и тонизирующему вину «Вин Мариани», 1894 год.

Эпоха ар-нуво подхватила и развила эстетические находки Шере. Его плавные линии и декоративность нашли продолжение в работах Грассе и Гилла, став важной частью стиля модерн. В середине XX века принципы Шере неожиданно воскресли в поп-арте — художники вроде Энди Уорхола, как и Шере в свое время, стирали границы между высоким искусством и массовой культурой. Даже в цифровую эпоху мы видим отголоски его стиля — в динамичных рекламных баннерах и веб-дизайне используются те же принципы мгновенного визуального воздействия.

Original size 1024x1474

Эжен Самюэль Грассе. Чернила Луи Марке. 1892

Особенно интересно преломление идей Шере в уличном искусстве. Такие художники как Бенкси продолжают традицию эмоционально заряженного плаката, хоть их подходя во многом отличаются. Влияние французского мастера вышло далеко за рамки графического дизайна — его подход к созданию ярких, запоминающихся образов был усвоен кинематографом, модной индустрией и даже дизайном видеоигр.

Феномен Шере заключается в создании универсального визуального языка, который остается актуальным несмотря на смену технологий и художественных парадигм. Сегодня, глядя на современную рекламу, логотипы или интерфейсы, мы видим те же принципы контраста, простоты и мгновенной узнаваемости, которые он разработал более века назад. Его наследие живет не только в музеях, но и в самой структуре нашего визуального восприятия, которое он научил схватывать суть образа за доли секунды. В этом смысле Шере был не просто талантливым художником, а настоящим провидцем, предвосхитившим развитие визуальной культуры.

Заключение

Жюль Шере совершил настоящую революцию в визуальной культуре, превратив утилитарный рекламный плакат в самостоятельное художественное высказывание. Его работы стали мостом между искусством и коммерцией, доказав, что массовая коммуникация может быть эстетически совершенной.

Созданный им визуальный язык, построенный на смелых цветовых решениях, динамичных композициях и узнаваемости образов, заложил основы всего современного графического дизайна. Шере предвосхитил многие явления XX века — от поп-арта до цифрового дизайна.

Его главное достижение — разработка универсальной системы визуальной коммуникации, где каждый элемент — цвет, линия, движение — работает на создание цельного образа. Сегодня, спустя более века после создания его первых плакатов, принципы Шере продолжают жить не только в музеях, но и в повседневной визуальной среде, окружающей нас.

Он научил зрителя воспринимать графический дизайн как искусство, а искусство — как неотъемлемую часть повседневной жизни. В этом непреходящая ценность наследия Жюля Шере — художника, который смог остановить мгновение, наполнив его движением, цветом и смыслом, и тем самым изменил наше визуальное восприятие навсегда.

Bibliography
Show
1.

Jules Chéret: Posters and Prints [Электронный ресурс] // Google Books. — URL: https://books.google.ru/books?id=CC-S13Hx59UC&printsec=frontcover&hl=ru (дата обращения: 20.05.2025).

2.

Jules Chéret: French Poster Artist [Электронный ресурс] // Jules-Cheret.org. — URL: https://jules-cheret.org/ (дата обращения: 20.05.2025).

3.

Jules Chéret: Biography [Электронный ресурс] // Jules-Cheret.org. — URL: https://jules-cheret.org/biography.html (дата обращения: 20.05.2025).

4.

Jules Chéret: Collection [Электронный ресурс] // Yaneff.com. — URL: https://www.yaneff.com/collections/jules-cheret?page=2 (дата обращения: 20.05.2025).

5.

Jules Chéret: Posters and Prints [Электронный ресурс] // Google Books. — URL: https://books.google.ru/books?id=CC-S13Hx59UC&printsec=frontcover&hl=ru (дата обращения: 20.05.2025).

Image sources
Show
Жюль Шере: как цвет и движение создали язык плаката
4
We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more