big

Морфология животности в средневековых представлениях

Исследование посвящено морфемному разбору животности в средневековой культуре. На примере образа волка рассматривается не только он как дикое животное, но и как культурный корень, вокруг которого формируются различные смыслы и визуальные практики.

big
Original size 1920x1080

Представьте, что образ это не картинка, а слово. Слово, сотканное из тьмы, шерсти и клыков. Его можно разобрать как алхимик разбирает материю на элементы, отделяя свет от осадка, дыхание от плоти. Главный корень Lup. Не просто слог, но первозданная дикость, глубинный человеческий страх, пришедший к нам из тех времён, когда человек ещё не был человеком. Шорох в кромешной тьме леса, от которого сердце поднимается к горлу. Из этого корня всё и вырастает.

big
Original size 1920x1080

I. Nigredo

Original size 1920x1080

Nigredo. Стадия чёрного. Растворение во тьме, где всё начало и всё конец. В раннем Средневековье волк был образом дьявола — тварью с пастью, готовый пожирать души, как овец из стада. Он стоял по ту сторону света, по ту сторону людского. Античеловек, чудовище из чащи, куда цивилизации не дано ступить. Это и есть чистый -Lupus — первобытный ужас, ночь, глядящая на тебя жёлтыми глазами.

Original size 1920x1080

II. Albedo

Original size 1918x564

Albedo. Отбеливание. Страх нельзя уничтожить, но его можно осветлить, обесцветить, превратить в отражение, в шутку. Так рождается De-lup-ellus. «De-» — отрезание. «-ellus» — уменьшение, ироничное, почти ласковое. Из этого смешения возникает карикатура: волк из басни, голодный, глупый, смешной. Его рисуют на полях манускриптов, пока монахи переписывают псалмы, и перо превращает дикость в орнамент. Это уже не чудовище, а маска. Сила, поставленная на колени. Дикость, над которой смеются.

Original size 714x402

III. Citrinitas

Original size 1920x1080

Citrinitas. Золотое сияние. Алхимия делает поворот: что, если не отвергать зверя, а принять его в себя, раствориться в нём, как свет растворяется в золоте? Так рождается гибрид — Inter-lup-us. «Inter-» — между. Между мирами, между кожей и шерстью, между человеком и зверем. Оборотень. Ликантроп. И, быть может, самый поразительный образ — Святой Христофор с головой пса. Он не проклят, он избран. Он сам попросил Бога забрать у него красоту, чтобы ничто не мешало служению, и его звериное лицо стало не клеймом, а иконой смирения. Святой в обличье зверя. Дикость, приведённая к благодати.

Original size 1920x1080

IV. Rubedo

Original size 1920x1080

Rubedo. Высшая стадия. Не борьба — примирение. Co-lup-itas. «Co-» — вместе, совместно, со-бытие, со-чувствие. Вспомни легенду: Святой Франциск выходит к волку, что терзает город. Он не несёт оружия, он несёт слово: «Брат мой, волк». И дикость, встречая человечность без страха, отвечает ей доверием. «-itas» — это состояние. Lupitas — «волчесть», внутреннее качество, не внешняя угроза. Это сила, верность, цельность. Не история об усмирении, а история о том, как два страха — зверя и человека — примирились и узнали в друг друге родство.

Original size 806x454

V. Magnum lupus

Original size 1920x1080

Так образ проходит через алхимию и превращается в lup magnum opus. От тьмы Nigredo — через насмешку Albedo и преображение Citrinitas — к цельности Rubedo. Сквозь все слои пробивается корень -Lup-, изначальная дикость, тёплая и тёмная, не то, от чего мы бежим, а то, с чем вступаем в диалог. В ней — первозданная форма страха, из которой прорастают наши древнейшие слова.Так образ проходит через алхимию и превращается в lup magnum opus. От тьмы Nigredo — через насмешку Albedo и преображение Citrinitas — к цельности Rubedo. Сквозь все слои пробивается корень -Lup-, изначальная дикость, тёплая и тёмная, не то, от чего мы бежим, а то, с чем вступаем в диалог. В ней — первозданная форма страха, из которой прорастают наши древнейшие слова.

Эксплейнер

Loading...
Bibliography
Show
1.

Ролан Барт Как жить вместе: романические симуляции некоторых пространств повседневности. — 2024 (глава animaux)

2.

М. С. Самарина Символика волка в культуре: от Капитолийской волчицы до волка Франциска Ассизского

3.

Камил М. Маргиналии средневекового искусства: эссе об истории и культуре

4.

Загадочные животные в средневековом искусстве: Тайные символы в иллюстрированных рукописях и манускриптах // Культурология.рф URL: https://kulturologia.ru/blogs/130222/52530/

5.

Mythical Creatures: A History of European Werewolves // justhistoryposts URL: https://justhistoryposts.com/2020/11/30/mythical-creatures-a-history-of-european-werewolves/

6.

Why was the Medieval Wolf Hunted to Extinction? // medieval.eu URL: https://www.medieval.eu/why-was-the-medieval-wolf-hunted-to-extinction/

Image sources
Show
1.2.3.

Gaston Phoebus, Livre de la Chasse, Brittany ca. 1430-1440 // URL: https://64.media.tumblr.com/be5f60be303b408543deca8094072812/tumblr_oa47wr8NsC1rqxd5ko1_1280.jpg

4.

Reynard wearing a mitre preaching to the geese and other birds, France c. 1300-c 1340 from: British Library, Royal MS 10 E IV, fol. 49v // URL: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/4/4d/Royal_MS_10_E_IV_fol_49v_Reynard_the_Fox_preaching_to_geese.png

5.6.

A German woodcut dating to 1512 showing a werewolf, by Lucas Cranach the Elder // URL: https://justhistoryposts.com/wp-content/uploads/2020/11/464px-werwolf.png

7.8.9.

Relief from the Amphitheatre in Nîmes c. Ad 100 showing Romulus and Remus suckling the wolf // URL: https://www.medieval.eu/wp-content/uploads/Romulus-and-Remus-in-a-relief-from-the-Arena-in-Nimes-wikipedia-Daniel-Villafruela.jpg

10.11.

Saint Francis and the wolf of Gubbio // URL: https://sib-catholic.ru/wp-content/uploads/2025/09/1-----kopiya-1.jpg

12.13.

Wolf and man. British Library: Royal MS 13 B VIII, c 1196-1223 // URL: https://www.medieval.eu/wp-content/uploads/The-Wolf-getting-the-Viaticum-2000x515.jpg

Морфология животности в средневековых представлениях
We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more