
ГИПОТЕЗА
Русская иконописная традиция оказала решающее влияние на формирование духовного и эстетического мировоззрения Анри Матисса, которое ввоздействовало на передачу чистоты цвета, плоскостности и духовную выразительность формы.
ОБЛАСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ
История европейского искусства ХХ века, межкультурные влияния и русско-французские художественные контакты начала ХХ столетия.
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВВАНИЯ
Определить, каким образом знакомство Матисса с русской иконой во время поездки в Москву в 1911 году повлияло на его эстетические взгляды и формирование новой живописной системы, восприятия цвета и пространства и понимание духовной роли искусства.
ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ
Проанализировать историко-культурный контекст поездки Матисса в Россию (1911). Исследовать особенности русской иконописи, оказавшие влияние на восприятие художника (плоскость, цвет, сакральная статика). Рассмотреть реакции Матисса на иконы (по письмам, интервью, воспоминаниям современников). Сопоставить конкретные произведения Матисса, выявив «иконные» черты. Проследить, как принципы иконописной традиции были переосмыслены Матиссом в контексте модернизма.
КОНЦЕПЦИЯ
Концепция строится на идее «духовного перевоплощения художника»: Матисс, столкнувшись с древнерусским искусством, обнаружил в нём утраченные Западом ценности. Искренность, простоту, иконическую цельность образа. Русская икона стала для него не экзотическим артефактом, а моделью духовного искусства, где цвет выражает свет, а форма — внутреннюю истину.
РУБРИКАТОР
1)Гипотеза исследования. 2)Краткая историческая справка о художнике и эпохе. 3)Русская иконописная традиция как источник вдохновения Матисса 4)Цвет и пространство в творчестве Матисса под влиянием иконописи 5)Духовные и символические аспекты иконного искусства в интерпретации Матисса 6)Подтверждение или опровержение 7)Заключение
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
В 1911 году Анри Матисс отправился в Москву по приглашению коллекционера Сергея Щукина, в собрании которого находились его собственные картины. Во время этой поездки художник впервые познакомился с древнерусской иконописью. Встреча с иконами произвела на Матисса сильнейшее впечатление и стала переломным моментом в его творческом развитии. Именно московская поездка радикально изменила его взгляды на живописную систему.
Матисс работает для Щукина, посещает концерты Римского-Корсакова и заходит в Третьяковскую галерею. Там, на выставке старорусской живописи, художник впервые видит иконы, которые производят на него глубокое впечатление. В то время в галерее находилась коллекция Н. П. Лихачёва, позднее приобретённая императором. Сегодня большинство этих икон хранится в Русском музее в Санкт-Петербурге.
НОВГОРОДСКАЯ ИКОНА
Архангел Гавриил Чин деисусный поясной. Новгород. XIV век Дерево, левкас, темпера, доска цельная (липа), с низким ковчегом, без шпонок. 33,2×22,2×1,5 ДРЖ-1633
Пост. в 1913 в составе коллекции Н.
Матисс говорил, что потерял интерес к простому копированию предметов. Он не видел смысла писать яблоко, ведь природа и так создаёт их в изобилии. Важен не сам предмет, а отношение к нему художника, его чувства и переживания. То же самое и с русскими иконами: они не изображают святых буквально, а передают духовный образ. Через старинные фрески и иконы проступает иной, сакральный мир, обращенный к человечеству.
Покров Богоматери Новгород, провинция. Начало XVI века Дерево, левкас, темпера. 65×48,4×2,5 ДРЖ-1557
Пост.: 1898 из ИАХ; ранее — собр. М. П. Погодина, с 1871 — ИАХ
Большая часть коллекции Лихачёва была представлена новгородскими иконами.
Апостол Петр Чин деисусный поясной. Новгород. XIV век Дерево, левкас, темпера, доска цельная (липа), с низким ковчегом, без шпонок. 32,3×22,0×1,5 ДРЖ-1634
Пост. в 1913 в составе коллекции Н. П.
Новгородская иконопись начала отчётливо формироваться к концу XIII века и достигла своего расцвета в XIV — начале XV веков.
Иоанн Предтеча Чин деисусный поясной. Новгород. XIV век Дерево, левкас, темпера, доска цельная (липа), с низким ковчегом, без шпонок. 33,3 × 23 × 1,5 ДРЖ-1631
Пост. в 1913 в составе коллекции Н. П.
Главными особенностями новгородской иконописи были яркий, насыщенный и чистый колорит, часто на красном фоне; стремление к выразительности и эмоциональной напряжённости; передача внутреннего опыта через упрощение форм и отсутствие излишней детализации. Фигуры на таких иконах не статичны, а сохраняют духовную сосредоточенность.
Вторая четверть XII века Оранта Софийский собор Великого Новгорода
Параскева и Анастасия Новгород. Начало XV века
Дерево, левкас, темпера. 75,0×58,0×3,0 ДРЖ-2069
Пост. в 1913 г. от Н. П. Лихачева
Богоматерь Умиление (Ярославская), с четырьмя клеймами: Рождество Богоматери. Отечество Собор Архангелов. Собор АпостоловНовгород (?). Вторая половина — конец XV века, Дерево, левкас, темпера.
В новгородских иконах всё плоское, условное, отсутствует линейная перспектива. Все предметы и фигуры располагаются по значимости, а не по оптическим законам.
Успение Богоматери, с Иоанном Предтечей и архидиаконом Стефаном Новгород. XV век
Дерево, темпера. 48,2×37×2,2 ДРЖ-2065
Пост. в 1913 из собрания Н. П. Лихачева
Архангел Михаил Чин деисусный поясной. Новгород. XIV век Дерево, левкас, темпера, доска цельная (липа), с низким ковчегом, без шпонок. 32,5×25,5 ДРЖ-1632
Пост. в 1913 в составе коллекции Н. П. Лих
Дерево, левкас, темпера, доска цельная (липа), с низким ковчегом, без шпонок. 33,5 × 23,3 × 1,5 ДРЖ-1629
Пост. в 1913 в составе коллекции Н. П. Лихачева
Богоматерь Знамение и избранные святые: преподобный Варлаам Хутынский, святитель Иоанн Милостивый, мученицы Параскева и Анастасия Новгород. XIV–XV век
Дерево, темпера. 66,3 × 50,2 × 2,6 ДРЖ-2061
Димитрий, Параскева и Анастасия Новгород. XV век
Дерево, левкас, темпера. 103,0×82,0×4,0 ДРЖ-2092
Пост. в 1913 от Н. П. Лихачева
Успение Богоматери Новгород. Начало XV века
Дерево, левкас, темпера. 58,8×45,4×2,5 ДРЖ-2066
Пост. в 1913 от Н. П. Лихачева
Апостол Павел Чин деисусный поясной. Новгород. XIV век Дерево, левкас, темпера, доска цельная (липа), с низким ковчегом, без шпонок. 31,6×23,2 ДРЖ-1635
Пост. в 1913 в составе коллекции Н. П. Лихач
ВЛИЯНИЕ НОВГОРОДСКОЙ ИКОНОПИСНОЙ ТРАДИЦИИ НА МАТИССА
Анри Матисс, 1869-1954 Bathers by a River / «Купальщицы у реки» (1909–1917, Art Institute of Chicago)
Анри Матисс, 1869-1954 The Red Studio / «Красная мастерская» (1911, MoMA)
Схожие черты можно увидеть и в картине Матисса «Красная мастерская», здесь также преобладают чистые, интенсивные цвета, пространство условно, а композиция передаёт не внешнюю, а внутреннюю жизнь художника, что роднит её с иконописной традицией.
Анри Матисс, 1869-1954 The Piano Lesson / «Урок фортепиано» (1916, MoMA).
Новгородские мастера не перегружали образы. Матиссу понравилось, что икона может быть такой упрощенной. Новгородские иконы дали Матиссу культурное подтверждение того что цвет, плоскость, простота должны преобладать в его творчестве.
Анри Матисс, 1869-1954 Interior with Goldfish / «Интерьер с золотыми рыбками» (1914)
Новгородские иконы стали важным источником вдохновения, к которым он много раз возвращался.
ЦВЕТ И ПРОСТРАНСТВО
Избранные святые — апостолы Петр и Павел, пророк Илия, Власий XV век
Дерево, левкас, темпера. 43,8×30,0×1,9 ДРЖ-1589
Пост. в 1913 от Н. П. Лихачева
Архангел Гавриил, из деисусного чина Псков. Первая треть XV века
Дерево, темпера. 104 × 63 × 3 ДРЖ-2121
Пост. в 1913 в составе коллекции Н. П. Лихачева
Архангел Михаил Из чина. XV век
Дерево, левкас, темпера. 73,0×46,0×3,0 ДРЖ-1517
Пост. в 1913 от Н. П. Лихачева
Воскресение — Сошествие во ад Псков. Конец XIV — начало XV, XVI в. Дерево, темпера. 81,3 × 65 × 3 ДРЖ-2120 Поступила в 1913 году из собрания Н. П. Лихачева Происхождение неизвестно
Анри Матисс, 1869-1954 The Moroccans / «Марокканцы» (1915–1916, MoMA)
Матисс заметил, что в русской иконе используется чистый, несмешанный цвет. В его картинах пролеживаться то же самое. Художник использует яркий абсолютно чистый красный, черный. Он не пытается смешивать цвета и работает широкими мазками. Для Матисса цвет ставится визуальным языком. Он показывает не столько значения и смысл, сколько эмоции. Например, красный это необузданная энергия или ярость.
Святые князья Борис и Глеб Средняя Русь. Середина — вторая половина XIV века Дерево, левкас, темпера. 142,5 × 94,3 × 2,5 ДРЖ-2117 Пост. в 1913 из коллекции Н. П. Лихачева (приобр. Н. П. Лихачевым у
В русской иконе каждый цвет несет в себе определенное значение. Матисс так же видит в нем особый смысл.
Спас Вседержитель («Ярое око») / Спас оплечный Москва. Конец XIV — начало XV века Дерево, паволока, темпера, левкас. 107,2 × 78,3 × 3 ДРЖ-1889 Пост. в 1913 из коллекции Н. П. Лихачева
Омовение ног Москва. Середина XV века
Дерево, темпера. 75 × 58,3 × 2,9 ДРЖ-1214
Пост. в 1913 в составе коллекции Н. П. Лихачева
Воскрешение Лазаря Конец XV — начало XVI в.
Дерево, левкас, темпера. 56,0×42,8×3,1 ДРЖ-1425
Пост. в 1913 от Н. П. Лихачева
Вход в Иерусалим XV–XVI вв.
Дерево, левкас, темпера. 69,0×50,0×2,5 ДРЖ-2595
Пост. в 1913 от Н. П. Лихачева
Анри Матисс, 1869-1954 Красные рыбы (Золотые рыбки). 1912
У Матисса цвет как бы выстраивает пространство одно цветовое пятно рядом с другим создаёт ощущение, что что-то ближе, что-то дальше.
Апостол Петр XVI век
Дерево, левкас, темпера. 91,0×66,5×2,8 ДРЖ-2074
Пост. в 1913 от Н. П. Лихачева
Три святых — Варлаам, Иоанн Златоуст и Сергий XV — начало XVI века
Дерево, левкас, темпера, доска цельная, одна врезная шпонка. 27,1×21,0×2,1 ДРЖ-470
Пост. в 1913 от Н. П. Лихачева
Богоматерь Тихвинская XVI век
дерево, левкас, темпера (доска цельная с ковчегом, одна врезная шпонка несквозная (в центре)). 27,5×22,0×2,4 ДРЖ-71
Пост. в 1913 от Н. П. Лихачева
Все иконы изображаются максимально плоско, без объемов и моделировки. Лик святых словно очерчен. У Матисса тоже проявлено четкое очерчивание изображаемого предмета черной или сероватой (из-за смешивания с другой краской на картине) линией.


Богоматерь Одигитрия Смоленская. Святая Параскева Пятница Двусторонняя выносная икона. Первая половина XVI века
Дерево, левкас, темпера. 58,2×44,7×2,9 ДРЖ-1206
Пост.: 1913 из собр. Н. П. Лихачев
Анри Матисс, 1869-1954 Woman on a High Stool / «Женщина на высокой табуретке (Гертруда С.?)» (1914, MoMA)


Параскева Пятница XVI век Дерево, левкас, темпера. 31,2×25,3×2,0 ДРЖ-1096,
Параскева Пятница XVI век Дерево, левкас, темпера, доска цельная, одна врезная шпонка. 29,7×23,5×2,3 ДРЖ-445
Обводка на картинах Матисса ставится связующем звеном, она выделяет главное, удерживает смысловые акценты на тех предметах, на которые хотел акцентировать внимание автор.
Обводка так же добавляет темпоритмики в само произведение и разделяет цветовые пятна.
Анри Матисс, 1869-1954 Вид на собор Парижской Богоматери Париж, набережная Сен-Мишель, весна 1914 года
ИКОНА «БОГОМАТЕРЬ КАЗАНСКАЯ» В ОКЛАДЕ И КИОТЕ-СКЛАДНЕ СЕРЕДИНА — ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XVII ВЕКА
Анри Матисс, 1869-1954 Интерьер в Ницце около 1919 года Коллекция Современное искусство Размеры 26 ¼ × 21 5/8 дюйма (66,7 × 54,9 см) размер
Анри Матисс, 1869-1954 Аквариум с золотыми рыбками Зима 1921-22 гг. Холст, масло
Никола поясной, с житием в двенадцати клеймах Новгород. Начало XIV века Дерево, паволока, левкас, темпера. 139,0×98,0×3,5 ДРЖ-3123
Пост. в 1961 г. из Никольской церкви села Любонь Боровичского р
ДУХОВНОСТЬ И СИМВОЛИЗМ
Анри Матисс, 1869-1954 Notre-Dame, une fin d’après-midi / «Нотр-Дам, конец дня» (1914, MoMA)
В иконе важен не сам предмет изображения, а внутренний смысл, нежели натуроподобие. В картинах Матисса тоже отсутвует точность. Он специально все упрощает и убирает ненужные детали, чтобы зритель концентрировался на основной сути картины — ее настроение.
Иоанн Лествичник, Георгий и Власий Новгород. Вторая половина XIII века Дерево, левкас, темпера. 109 × 67,4 ДРЖ-2774
Плоскость в русской иконе — отказ от земной жизни. Матисс использует это как способ уйти от реальности и перейти к пониманию состояния изображения. Автор намеренно уходит к условности, чтобы зритель. Не отвлекался на правдоподобие. В русской иконописи нет лишних деталей, икона не копирует реальность, любая детализация несет в себе смысловой акцент. Иконописец упрощает все что может отвлекать от смысла и прописывает только важные аспекты — силуэт, поза, лик.
Анри Матисс, 1869-1954 «Интерьер», Ницца (Nice, intérieur), январь–июнь 1919 года Холст, масло.
Матисс так же как и русские иконописцы убирают все излишнее в картине. Простота и отсутвие визуального шума делает его картины ясными.


Богоматерь Казанская XVII век Дерево, левкас, темпера. 31,7×27,0×3,1
Богоматерь Казанская Середина XVII века Дерево, левкас, темпера. 31,5×27,1×2,5
Икона выражает духовный смысл не только через образ святого, но через соотношение цветов, линий, пространства. Матисс перенял это духовность рождается из гармонии формы, а не из сюжета.
Анри Матисс, 1869-1954 Настурции на картине «Танец» 1912 Холст, масло. 75 ½ × 45 3/8 дюйма (191,8 × 115,3 см)
В иконе фигуры — символы, а не реальные люди. Матисс делает то же: его фигуры и предметы — знаки. Он не стремится к натуроподобию.
Святые князья Феодор, Давид и Константин Ярославские Икона-спилок. Вторая четверть — около середины XVII века
Дерево, доска цельная новая, ковчег, одна врезная шпонка, темпера, золочение. 27,3 × 24 ×
Анри Матисс, 1869-1954 Интерьер со скрипичным футляром Ницца, зима 1918-1919
Богоматерь на престоле, с предстоящими святыми Антонием и Феодосием Печерскими (Богоматерь Печерская) Москва. Вторая четверть — середина XVII века
Дерево, доска цельная, две врезные встречные шпонки,
Анри Матисс, 1869-1954 1919 год масло на холщовой доске 13 × 16 дюймов. (33 × 40,6 см)
Анри Матисс, 1869-1954 The Italian Woman / «Итальянка» (1916, Гуггенхайм)
Димитрий Солунский Из чина. XVI век
Дерево, левкас, темпера. 57,5×49,0×2,8 ДРЖ-1392
Пост. в 1913 от Н. П. Лихачева
Анри Матисс, 1869-1954 Одалиска в серых брюках 1927 Холст, масло.
Богоматерь Одигитрия Смоленская, со святыми Кириллом Белозерским и Сергием Радонежским (?) на полях XVI век
Дерево, левкас, темпера (одна доска, одна шпонка). 26,2×20,5×1,8 ДРЖ-1005
Пост.: 1913
Анри Матисс, 1869-1954 Золотая рыбка и палитра Париж, набережная Сен-Мишель, конец ноября 1914 — весна 1915
Анри Матисс, 1869-1954 Мастерская с золотыми рыбками (L’Atelier aux poissons rouges) Май — конец сентября 1912 года. Холст, масло
Богоматерь Умиление, типа Яхренской (Яхромской). Псков (?). Первая половина XVI века
Дерево, левкас, темпера. 124×98×3,5 ДРЖ-2133
Пост.: 1913 из собр. Н. П. Лихачева
Анри Матисс, 1869-1954 Завтрак 1920 Холст, масло 25 ¼×29 1/16 дюймов (64,1×73,8 см)
Анри Матисс, 1869-1954 «Игроки в домино» («Играющие в домино») Между серединой января и серединой апреля 1921 года Холст, масло.
ПОДТВЕРЖДЕНИЕ ГИПОТЕЗЫ
Гипотеза подтвердилась. Русская иконописная традиция оказала решающее влияние на формирование духовного и эстетического мировоззрения Анри Матисса.
Матисс видит в иконе предмет искусства, который помогает сфокусироваться на внутреннем мире человека. Он перенял основные принципы: цвет, плоскость и простоту.
Лазарев В. Н. Новгородская иконопись//Novgorodian icon-painting. — М. : Искусство, 1969. — 200 с.
Лазарев В. Н. Русская иконопись: от истоков до начала XVI века. — М. : Искусство, 1983. — 320 с.
Hilary Spurling Matisse the Master: A Life of Henri Matisse. — London: Penguin Books, 2005. — 512 с.
Norbert Wolf Matisse (Basic Art Series). — Cologne: Taschen GmbH, 2016. — 96 с.
Jack D. Henri. Matisse on Art. — Flam: University of California
Matiss, Schukin, «Ameli»: группа писем Матисса 1910–1911 годов как исторический источник // CyberLeninka URL: https://cyberleninka.ru/article/n/matiss-schukin-ameli-gruppa-pisem-matissa-1910-1911-godov-kak-istoricheskiy-istochnik/viewer (дата обращения: 15.10.2025).
Миссионерское значение знаменного пения и иконописи Русской Православной Церкви // CyberLeninka URL: https://cyberleninka.ru/article/n/missionerskoe-znachenie-znamennogo-peniya-i-ikonopisi-russkoy-pravoslavnoy-tserkvi/viewer (дата обращения: 15.10.2025).
Иконописные традиции в русском беспредметном искусстве первой половины XX века // CyberLeninka URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ikonopisnye-traditsii-v-russkom-bespredmetnom-iskusstve-pervoy-poloviny-hh-veka/viewer (дата обращения: 15.10.2025).
Иконы из собрания Татьяны Алексеевны Мавриной (1900–1996) в отделе личных коллекций ГМИИ им. А. С. Пушкина // CyberLeninka URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ikony-iz-sobraniya-tatyany-alekseevny-mavrinoy-1900-1996-v-otdele-lichnyh-kollektsiy-gmii-im-a-s-pushkina/viewer (дата обращения: 15.10.2025).
Icon-Art: Архангел Гавриил (Новгородская школа, XIV в.) // Icon-Art.info URL: https://www.icon-art.info/masterpiece.php?mst_id=561 (дата обращения: 15.10.2025).
Museum of Modern Art URL: https://www.moma.org (дата обращения: 24.11.2025).
Publications at the Art Institute of Chicago URL: https://www.artic.edu (дата обращения: 24.11.2025).
The Metropolitan Museum of Art URL: https://www.metmuseum.org (дата обращения: 24.11.2025).
Barnes Foundation URL: https://www.barnesfoundation.org (дата обращения: 24.11.2025).
Saint Louis Art Museum URL: https://www.slam.org (дата обращения: 24.11.2025).
Philadelphia Museum of Art URL: https://www.visitpham.org (дата обращения: 24.11.2025).
Виртуальный Русский Музей URL: https://rusmuseumvrm.ru/ (дата обращения: 24.11.2025).
Моя Третьяковка URL: https://my.tretyakov.ru/ (дата обращения: 24.11.2025).